Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Мир в Карабахе – ключ к спокойствию России

14.11.2016 11:54

Скоро пройдет 30 лет с начала Нагорно-Карабахского конфликта. Несмотря на относительное затишье, он до сих пор далек от окончательного завершения. У враждующих сторон есть свои "за" и "против", свои "сценарии" урегулирования и свои "союзники" – третьи страны, добавляющие политического веса к позиции одной из заинтересованных сторон.

Примечательно, что в противостоянии давно уже участвуют не два враждующих государства – Армения и Азербайджан, а три стороны, включая саму Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). За десятилетия неопределенности и вялотекущего переговорного процесса с возобновлением боевых действий спорная территория Нагорного Карабаха превратилась в относительно самостоятельный субъект со своим правительством и государственными структурами, пусть все еще зависящими от Армении.

В Баку осознают эти реалии, ведь в бытность нахождения в составе Азербайджана Нагорный Карабах имел статус автономной области. Поэтому азербайджанской стороне пора отойти от политики преднамеренного игнорирования НКР и ее руководителей. Пришло время учесть печальный опыт той же Украины, которая упорно не замечает новые образования Донецка и Луганска, что, собственно, и мешает Киеву прекратить никому не выгодную войну на юго-востоке страны. Сейчас Баку необходимо выстраивать отношения со Степанакертом, который при всех сценариях разрешения конфликта получит определенную самостоятельность.

Армении, в свою очередь, стоит помнить о четырех резолюциях ООН от 1993 года, декларациях ООН, резолюциях Европарламента, содержащих не только общие положения о прекращении боевых действий, но и требования об освобождении оккупированных территорий Азербайджана, а также обеспечении беспрепятственного возвращения на эти земли всех беженцев и вынужденных переселенцев.

Остальные участники процесса урегулирования – Россия, США, Франция или другие страны, например, той же Минской группы ОБСЕ, имеют статус посредников. Они должны оказывать помощь, а не "подстрекать" конфликтующие стороны к выдвижению заведомо неприемлемых условий, что, к сожалению, наблюдается в течение длительного времени.

Россия старалась идти на компромисс и отвечать на предложения Азербайджана, Армении и Нагорного Карабаха. Кроме того, РФ, наверное, – единственная страна-посредник, действительно заинтересованная в разрешении противоречий на приемлемых всеми сторонами условиях и обладающая достаточным для этого авторитетом.

Подобное утверждение не безосновательно и базируется на той миротворческой роли, которую Москва выполняла вплоть до настоящего времени во всех случаях обострения вооруженного противостояния в НКР. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, одной из угроз ее интересам и безопасности являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи государственной границы.

Иными словами, учитывая напряженные отношения с Западом, Россия сейчас больше всего хочет обезопасить свои границы. То есть Азербайджан, Армения и НКР получают уникальную возможность, если не разом решить все проблемы, то хотя бы сделать первые реальные шаги к урегулированию противоречий. Москва же, в свою очередь, готова использовать свое влияние и сделать все от нее зависящее для достижения успеха.