Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Очередной F-22 Raptor упал на шоссе в США

16.11.2012 10:23

Виктор Кольцов

Американский истребитель F-22 Raptor потерпел крушение на автомобильном шоссе в штате Флорида, недалеко от авиабазы ВВС США "Тиндалл".

Пилот самолета успел катапультироваться. Сейчас он находится на территории авиабазы, где ему была оказана медицинская помощь. Причина крушения самолета выясняется.

Напомним, что в мае 2012 года бывший министр обороны США Леон Панетта подписал распоряжение, накладывающее существенные ограничения на полёты истребителей F-22 Raptor. Поводом для этого стали безрезультатные поиски причины сбоев бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), жалобы пилотов на удушье и неприятные запахи в кабине. Согласно распоряжению, F-22 не имеют право совершать длительные перелёты, а также всегда обязаны находиться в зоне досягаемости взлетно-посадочных полос.

Кроме того, самолет обладает и другими недостатками. Так, в феврале 2007 года ВВС США решили впервые вывести F-22 за пределы страны, перегнав несколько истребителей на базу ВВС Кадена на Окинаве. Звено из шести F-22, вылетевших с Гаваев, после пересечения 180-го меридиана, международной линии перемены дат, полностью лишилось навигации и частично — связи. На базу ВВС на Гавайях истребители вернулись, визуально следуя за самолетами-заправщиками. Причиной неполадки стала ошибка в программном обеспечении, из-за которого произошел сбой в работе компьютера при смене времени.

Существует также ряд проблем, связанных с корпусом самолета. Так, антирадарное покрытие истребителя держится в два раза меньше, чем это было предусмотрено конструкторами. Корпус самолета также оказался неустойчив к воздействию влаги и легко поддается коррозии - система отвода лишней влаги от фонаря самолета конструктивно плоха и со своей задачей не справляется. Даже обычный дождь способен доставить ряд неудобств "Раптору".

F-22 Raptor на сегодняшний день считается самым дорогим истребителем в мире. Стоимость производства одной такой машины оценивается в 146,2 млн. долларов (на 2008 год), а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства – 350-400 млн. При этом назвать самолет технически совершенным отнюдь нельзя - в различных лётных происшествиях было потеряно уже пять истребителей F-22 Raptor. И это только те случаи, получившие огласку в СМИ.

По утверждению Пентагона, эксплуатационные расходы на единицу F-22 не сильно превышают аналогичные показатели других истребителей. Однако данное утверждение было подвергнуто сомнению и критике в некоторых американских СМИ. По мнению газеты The Washington Post, эксплуатационные расходы на данный истребитель намного выше цифр, заявленных Пентагоном. Со ссылкой на неназванных американских военных газета сообщала, что себестоимость лётного часа F-22 составляет около 44 тыс. долларов.

Стоит особо отметить, что истребители F-22 Raptor так и не приняли участие ни в одном из современных вооруженных конфликтов (Ирак, Ливия, Афганистане). И это несмотря на тот факт, что ВВС США закупили порядка 180 подобных машин, общей стоимостью порядка 72 (!) млрд. долларов.

6 мая 2012 года американский телеканал CBS показал в программе "60 минут" двух американских пилотов капитана Джошуа Уилсона и майора Джереми Гордона, которые объяснили ведущей, почему они боятся летать на "лучшем в мире" истребителе F-22 Raptor. Сюжет вызвал бурную реакцию в американском обществе.

Тогда один из пилотов капитан Джошуа Уилсон сообщил, что во время полета в феврале 2011 года он почувствовал, что теряет контроль и не мог найти кольцо резервной кислородной системы, но, к счастью, тогда все обошлось благополучно. Гордон заявил, что есть такое понятие как "рапторовский кашель" (raptor cough). В помещении, где собираются после полетов летчики, часто можно услышать кашель с черной мокротой, несколько раз пилотов отправляли в барокамеры. По информации пилотов, до сих пор не устранена причина гипоксии, ВВС ограничиваются планами установить на самолеты новых кислородных фильтров, но дата еще не определена. Также стало известно, что из 200 пилотов, летавших на F-22, сигналы о гипоксии подавали 36 человек (18%).

В конце интервью ведущая спросила второго пилота, майора Джереми Гордона: - Считаете ли вы, что большинство пилотов согласится с вашими утверждениями, что полеты на F-22 опасны для здоровья?

Гордон: - Я думаю, что большинство нас поддержит.

Ведущая: - Подавляющее большинство?

Гордон: - Да, хотя это молчаливое большинство.