Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Положение о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств

Утверждено Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств об утверждении Положения о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 19 января 1996 года.



ПОЛОЖЕНИЕ о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Коллективные силы по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств (далее - КСПМ) являются временным коалиционным формированием, которое создается на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства-участника Содружества Независимых Государств.

2. Международно-правовую основу создания и применения Коллективных сил по поддержанию мира составляют:
Устав Организации Объединенных Наций;
Устав Содружества Независимых Государств;
Соглашение о Группах военных наблюдателей и Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 20 марта 1992 года;
Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в зонах конфликтов между государствами и в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
Протокол о комплектовании, структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года;
двусторонние и многосторонние международные соглашения в области миротворческой деятельности.

3. На проведение каждой операции по поддержанию мира (далее - ОПМ ) принимается соответствующее решение.

Принципиальное политическое решение на проведение операции с использованием КСПМ принимается Советом глав государств Содружества Независимых Государств (далее - Совет глав государств) консенсусом на основе обращения одного или нескольких государств-участников Содружества, по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления в зону конфликта КСПМ.

Мандат на каждую ОПМ утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел государств-членов Содружества (далее Совет министров иностранных дел) и Совета министров обороны государств-участников Содружества (далее Совет министров обороны).

О принятом решении о проведении ОПМ Совет глав государств незамедлительно информирует Совет Безопасности ООН и Председателя ОБСЕ.

Исходя из обстановки, масштабов конфликта и в соответствии с Уставом ООН Совет глав государств может запрашивать полномочия (мандат) и финансовые средства у Совета Безопасности ООН на проведение ОПМ.

Деятельность КСПМ не должна нарушать суверенитет, территориальную целостность и нерушимость границ государств, на территории которых она осуществляется.

ОПМ не заменяют урегулирования конфликта путем переговоров.

4. Выделение воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицей-ского) и гражданского персонала в состав КСПМ осуществляется в соответствии с законодательством посылающих государств.

СОСТАВ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА.


5. Состав КСПМ определяется решением Совета глав государств и Мандатом на проведение ОПМ. Исходя из объема решаемых задач и конкретной обстановки в зоне конфликта, в состав КСПМ может быть включен военный, полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из которого формируются:

Объединенное командование;
боевые части (подразделения);
группа военных наблюдателей;
группа экспертов;
Подразделения полиции (милиции);
части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения;
другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

6. При проведении ОПМ на КСПМ могут возлагаться следующие задачи:

наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня, содействие созданию безопасной обстановки в неспокойных районах путем обеспечения видимого присутствия КСПМ;
обозначение зон ответственности, разъединение противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров, содействие деконцентрации сил сторон, предотвращение их перемещений и столкновений в этих зонах;
создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта, восстановлению законности и правопорядка, нормального функционирования государственных и общественных учреждений и организаций;
установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирия и проведение по ним расследования;
контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие обеспечению прав человека;
контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей; охрана жизненно важных объектов;
принятие мер по обеспечению связи между конфликтующими сторонами и безопасности официальных встреч между ними на всех уровнях;
контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
обеспечение безопасного транзита всех видов транспорта и функционирования коммуникаций; содействие налаживанию нормальных контактов между населением конфликтующих сторон;
содействие оказанию гуманитарной помощи гражданскому населению;
обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи;
участие в выполнении решений и рекомендаций Совета Безопасности ООН, органов ОБСЕ и иных международных организаций по мирному урегулированию конфликта.

7. Объединенное командование является органом военного управления, предназначено для руководства КСПМ и может состоять из:

командования в составе Командующего КСПМ (далее  Командующий), Начальника Штаба - первого заместителя Командующего, заместителей Командующего и других должностных лиц, предусмотренных организационно-штатной структурой Объединенного командования, утверждаемой Советом министров обороны.
Штаба в составе начальника штаба, его заместителей, представителей вооруженных сил государств-участников операции по поддержанию мира (далее  государств участников операции) и соответствующих структурных подразделений;
подразделений родов войск, специальных войск и тыла в соответствии с организационно-штатной структурой Объединенного командования.

В функции Объединенного командования входят:

реализация решений Совета глав государств о применении КСПМ в зоне конфликта;
анализ военно-политической обстановки в зоне конфликта и представление докладов с выводами и предложениями Совету глав государств и Совету министров обороны;
управление КСПМ при подготовке и проведении ОПМ; разработка и осуществление мер по повышению уровня подготовки органов управления, частей и подразделений КСПМ;
взаимодействие с руководством принимающего государства, конфликтующих сторон, местными органами власти, представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта;
взаимодействие с Пограничными войсками государств-участников Содружества Независимых Государств в зоне конфликта;
участие в переговорном процессе по стабилизации обстановки в зоне конфликта;
осуществление взаимодействия с органами управления государств-участников и Штабом по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Штаб по координации военного сотрудничества) по вопросам комплектования частей и подразделений КСПМ личным составом, обеспечения их вооружением, военной техникой и материально-техническими средствами.

8. Командующий назначается решением Совета глав государств по совместному представлению Совета министров иностранных дел и Совета министров обороны. Командующий подотчетен Совету глав государств. Он является прямым начальником для всего личного состава КСПМ.

В функции Командующего входят:

обеспечение реализации решений Совета глав государств о применении КСПМ;
представление докладов Совету глав государств и Совету министров обороны о военно-политической и оперативной обстановке в зоне конфликта, результатах выполнения задач и предложений о дальнейших действиях КСПМ;
координация и согласование с Главой миссии по поддержанию мира или Специальным представителем (в случае их назначения Советом глав государств Содружества) деятельности КСПМ в целях содействия решению задач политического урегулирования конфликта;
руководство КСПМ при подготовке и проведении операции по поддержанию мира;
организация и поддержание рабочих контактов с представителями ООН, ОБСЕ и других международных организаций в зоне конфликта, министерствами иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел государств-участников Содружества, политическим руководством принимающего государства и представителями конфликтующих сторон;
ведение в пределах своих полномочий переговоров с представителями конфликтующих сторон и международных организаций;
предоставление представителям миссий и других органов ООН и ОБСЕ оперативной информации о деятельности КСПМ в объеме, необходимом для решения ими задач в зоне конфликта, а также возможности посещения частей и подразделений, входящих в их состав;
организация и руководство специальной подготовкой подчиненных штабов и войск;
распоряжение финансовыми и материально-техническими средствами, выделенными для обеспечения деятельности Объединенного командования;
организация и руководство выводом войск из зоны конфликта по завершению или прекращению ОПМ.

Командующему предоставляется право вносить в организационно-штатную структуру Объединенного командования изменения по увеличению или уменьшению до 10 процентов установленной штатной численности личного состава по согласованию с министрами обороны посылающих государств.

9. Штаб является основным органом управления Объединенного командования КСПМ. Он формируется на коалиционной основе с участием представителей всех государств-участников операции. В функции Штаба входят:

сбор и анализ данных военно-политической обстановки в зоне конфликта, подготовка выводов и предложений для доклада Командующему;
выработка предложений по подготовке и проведению операции;
планирование применения КСПМ и своевременное доведение задач до частей и подразделений в соответствии с решением Командующего;
организация управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения;
поддержание взаимодействия с генеральными (главными) штабами вооруженных сил государств-участников операции по поддержанию мира, Штабом по координации военного сотрудничества по вопросам всестороннего обеспечения КСПМ;
содействие ведению переговоров, официальных встреч и других мероприятий в интересах урегулирования конфликта и достижения целей, определенных Мандатом на проведение операции по поддержанию мира;
ведение учета боевого, численного состава и дислокации частей и подразделений КСПМ;
подготовка докладов Совету глав государств и Совету министров обороны о ходе ОПМ;
контроль за выполнением поставленных задач.

10. Начальник Штаба возглавляет Штаб, является первым заместителем Командующего и прямым начальником для всего личного состава КСПМ.

В функции Начальника Штаба входят:

организация сбора, обобщения и учета данных обстановки в зоне конфликта;
представление Командующему выводов из оценки военно-политической, оперативной обстановки в зоне конфликта и предложений о применении КСПМ, докладов о ходе выполнения задач;
координация работы Штаба и других органов Объединенного командования при планировании ОПМ, организация управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения;
организация и поддержание взаимодействия с органами военного управления, безопасности и внутренних дел государств-участников ОПМ, представителями миссий и других органов ООН и ОБСЕ в интересах выполнения поставленных задач, а также с командованием пограничных войск, дислоцированных в зоне конфликта;
обеспечение, по указанию Командующего, представителей миссий и других органов ООН и ОБСЕ оперативной информацией о деятельности КСПМ, а также посещение этими представителями частей и подразделений, входящих в их состав;
организация взаимодействия и поддержание контактов с руководством конфликтующих сторон, местными органами власти и общественными организациями в зоне конфликта; участие в организации переговоров, официальных встреч и других мероприятий в интересах урегулирования конфликта; организация учета боевого, численного состава и дислокации частей и подразделений КСПМ;
организация и осуществление контроля за выполнением принятых Командующим решений и поставленных задач.

11. Боевые части (подразделения) составляют основу КСПМ. Комплект боевых частей создается за счет национальных воинских контингентов, выделяемых государствами-участниками ОПМ. Их состав и численность определяется Мандатом на проведение ОПМ.

12. Группа военных наблюдателей является специальным подразделением, в состав которого входят военнослужащие государств-участников ОПМ. Она может выполнять задачи в составе КСПМ или самостоятельно. Группа военных наблюдателей, как правило, используется для контроля и проверки того, как стороны, участвующие в конфликте, соблюдают взятые на себя обязательства, например, соглашения о прекращении огня, ограничении уровня численности вооруженных сил в данном районе, выводе из указанных районов своих войск и их демобилизации.

Контроль и проверка включают не только наблюдение за выполнением соглашений, но и деятельность, направленную на то, чтобы убедить стороны уважать свои обязательства, например, путем восстановления статус-кво после нарушения соглашения о прекращении огня.

Группа военных наблюдателей может выполнять и многие другие функции, в том числе мониторинг ситуации и представление сообщений о ней, а также поддержание связи со сторонами в конфликте.

13. Группа экспертов предназначена для изучения и оценки военно-политической обстановки, процессов урегулирования, действий КСПМ, прогнозирования развития обстановки и подготовки обоснованных предложений для принятия решений Командующим. Она может привлекаться для подготовки предложений по решению спорных вопросов, требующих специальных знаний.

14. Подразделения полиции (милиции) включают персонал, выделенный государствами-участниками ОПМ.

Они предназначены для содействия в обеспечении законности, правопорядка, прав человека и нормального функционирования государственных институтов в районе проведения ОПМ.

Подразделения полиции (милиции), выделенные государствами-участниками ОПМ в состав КСПМ, подчиняются Командующему.

15. Части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения включают выделенные государствами-участниками ОПМ воинские формирования, предназначенные для всестороннего обеспечения КСПМ.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА.


16. КСПМ формируются на коалиционной основе с участием государств-участников ОПМ.

17. Комплектование органов управления, частей и подразделений осуществляется военнослужащими, проходящими службу в вооруженных силах посылающих государств по контракту и призыву, а также гражданским персоналом на добровольной основе с предварительным отбором. При этом солдаты и сержанты, проходящие службу по призыву, должны иметь срок службы в войсках не менее шести месяцев.

При подборе в состав КСПМ военнослужащие и гражданский персонал должны пройти медицинское освидетельствование и по состоянию здоровья быть способны выполнять задачи в климатических условиях района конфликта.

Группа военных наблюдателей формируется из числа офицеров вооруженных сил государств-участников ОПМ.

18. Посылающие государства несут полную ответственность за состояние, подготовку, укомплектование, оснащение военнослужащих и гражданского персонала и отправку их в район конфликта.

19. Военнослужащие и гражданский персонал (далее - личный состав) откомандировываются в КСПМ временно на срок до шести месяцев, без исключения из списковой некой части, учреждения, организации.

Весь личный состав на период прохождения службы в КСПМ заключает контракт в соответствии со своим национальным законодательством.

20. Подготовка личного состава КСПМ осуществляется централизованно - на базе единых для Содружества центров подготовки или самостоятельно - на базе учебных центров посылающих государств и проводится по единой программе, утверждаемой Советом министров обороны по согласованию с Советом министров иностранных дел. Основной задачей подготовки является получение личным составом знаний и практических навыков, связанных с выполнением миротворческих задач.

Координация и контроль за выполнением мероприятий по отбору и подготовке личного состава КСПМ возлагаются на Совет министров иностранных дел и Совет министров обороны в части, касающейся их компетенции.

21. Подготовка военных наблюдателей проводится в учебных центрах (на курсах) по специальным программам обучения, утверждаемым Советом министров обороны. Целью обучения является получение ими необходимых специальных знаний и приобретение навыков, позволяющих успешно выполнять поставленные задачи.

22. Гражданский персонал должен иметь соответствующее задачам миротворческой миссии образование (политическое, военное, юридическое, гуманитарное и т.д.), быть способным на своем уровне разбираться в сложной общественно-политической обстановке и принимать обоснованные решения.

ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА.


23. КСПМ могут быть введены в район конфликта только после достижения между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня или перемирия и выполнения ими этих соглашений. Действия КСПМ не должны выходить за рамки полномочий, определенных Мандатом.

24. Национальные контингенты переходят в прямое подчинение Командующему с момента доклада их командира (начальника) о прибытии в район конфликта.

25. Основные принципы действий КСПМ  беспристрастность и нейтральность;
соблюдение законов принимающего государства;
уважение обычаев и традиций местного населения; неучастие в боевых действиях;
неприменение оружия, кроме как в исключительных случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящего Положения; транспарентность (открытость деятельности).

26. Личный состав КСПМ при выполнении задач и на дежурстве имеет при себе штатное оружие и несет персональную ответственность за его сохранность и правильное применение.

27. При выполнении своих функций личный состав КСПМ, в порядке исключения, имеет право применять оружие в целях обеспечения безопасности и защиты от любых посягательств на его жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону;
в случае попыток насильственного отстранения от выполнения возложенных на него функций;
для отражения явного вооруженного нападения террористических, диверсионных групп и банд-формирований, а также для их задержания;
для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на его жизнь и здоровье;

Оружие может быть также использовано для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

28. При применении оружия должны быть приняты все возможные меры для обеспечения безопасности лиц преклонного возраста, женщин, детей и других гражданских лиц, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления либо совершения группового нападения, угрожающего жизни личного состава КСПМ и других граждан, если иными способами, средствами отразить такое нападение невозможно.

О всех случаях применения оружия немедленно докладывается по команде и проводится служебное расследование.

Недопустимо использование тяжелых видов вооружений, особенно оружия неизбирательного действия, против гражданского населения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА.


29. Воинские контингенты, в том числе части (подразделения) боевого, технического и тылового обеспечения, снабжаются вооружением и военной техникой, боеприпасами и военно-техническим имуществом, средствами технического обслуживания, эвакуации и ремонта в полном объеме по специально разработанным для них штатам, табелям и нормам с учетом физико-географических условий района выполнения задач в соответствии с отдельными соглашениями.

30. Средства технического обеспечения КСПМ, ремонт техники и восполнение ее потерь предоставляются и осуществляются посылающими государствами.

31. Недостающие у посылающего государства средства технического обеспечения приобретаются им у других государств-участников Содружества на основе договоров и взаиморасчетов.

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА.



32. Тыловое обеспечение и бытовые услуги национальным воинским контингентам, военным наблюдателям и гражданскому персоналу возлагаются на посылающее государство.

Принимающее государство предоставляет воинским контингентам, военным наблюдателям и гражданскому персоналу жилые и служебные помещения, средства связи и другие элементы инфраструктуры.

33. Недостающие материальные средства посылающие государства приобретают у других государств-участников Содружества на основе договоров и взаиморасчетов.

34. В соответствии с имеющимися международными соглашениями и нормами, перемещение материальных средств для обеспечения КСПМ на территории государств-участников Содружества осуществляется по взаимному согласованию беспрепятственно. При этом государства-участники Содружества, по территории которых перемещается груз, предпринимают все необходимые меры, обеспечивающие его сохранность и своевременность перемещения.

35. Медицинское обеспечение КСПМ организуется Объединенным командованием во взаимодействии с медицинскими органами принимающего государства и осуществляется за счет посылающих государств.

36. Финансовое обеспечение воинских контингентов, полицейского (милицейского) и гражданского персонала КСПМ осуществляется посылающими государствами или в соответствии с другим порядком, который может быть определен Советом глав государств.

37. Финансовое обеспечение Объединенного командования осуществляется за счет долевых взносов государств-участников ОПМ.

СТАТУС И СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ ЛИЧНОГО СОСТАВА КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА.


38. В период прохождения службы в составе КСПМ личный состав пользуется статусом, привилегиями и иммунитетами, которые предоставляются персоналу ООН при проведении операций по поддержанию мира в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 февраля 1946 года, конвенцией о безопасности ООН и связанного с ней персонала, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1994 года, Протоколом о статусе Групп военных наблюдателей и Коллективных сил по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств от 15 мая 1992 года настоящим Положением.

39. Непрерывный срок пребывания личного состава в составе КСПМ не должен превышать шести месяцев. Продление указанного срока может быть осуществлено только с личного согласия и решаться в индивидуальном порядке.

40. Личному составу КСПМ сохраняется выплата денежного содержания (заработной платы), надбавок и дополнительных денежных выплат по месту штатной службы (работы) в полном объеме.

41. Социальные и правовые гарантии, указанные в настоящем Положении, не распространяются на лиц, самовольно оставивших воинскую часть или место службы (работы), совершивших уголовно-наказуемое деяние в период выполнения задач в составе КСПМ.

42. Период нахождения личного состава в КСПМ определяется приказом Командующего.

СИМВОЛИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СИЛ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА.



43. КСПМ имеют собственные отличительные знаки, которые должны быть легко опознаваемыми на значительном расстоянии и при ограниченной видимости. Знаки опознавания носятся на форменном обмундировании личного состава, наносятся на боевую технику и транспортные средства, устанавливаются на командных пунктах и позициях КСПМ, а также демаркационных линиях (линиях разъединения конфликтующих сторон) в соответствии с приложением.

Приложение к Положению о Коллективных силах по поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств


ОПИСАНИЕ И РИСУНОК отличительных знаков Коллективных сил по поддержанию мира



Отличительным знаком личного состава КСПМ является полоса из ткани голубого цвета шириной 50 мм и длиной 100 мм с буквами "МС" желтого цвета в ее центре, которая нашивается на левом рукаве полевой куртки на 10 мм ниже кармана и на хлопчатобумажной фуражке на 10 мм выше основания козырька. На стальном шлеме полоса наносится голубой краской по всей его окружно-сти на расстоянии 25 мм от края передней части шлема. Размеры букв; высота - 30 мм, ширина - буквы "М" - 25 мм, "С"  18 мм, ширина штриха - 5 мм.

На боевую технику и транспортные средства наносится краской полоса голубого цвета шириной 150 мм с кругом диаметром 400 мм, расположенным в центре полосы. В круге располагаются буквы "МС" желтого цвета высотой 300 мм. Ширина буквы "М" - 150 мм, "С" - 110 мм, ширина штриха -25 мм. Отличительный знак наносится спереди на кормовой части машины (объекта) вдоль осевой линии, сверху и с боков - по центру корпуса (кабины) на всю их длину.

Позиции и демаркационные линии обозначаются флагами СНГ.

Размеры флагов:
на КП Командующего КСПМ - 1 х 2 м;
на КП частей, КНП, НП подразделений и других местах
несения службы - 0,5 х 1 м;
на линии разъединения конфликтующих сторон - 1 х 2 м.

На боевой технике и транспортных средствах устанавливаются флажки с символикой СНГ размером 20 х 40 см, а на легковых автомобилях - 15 х 30 см.

Решение о Положении... подписано:
Республикой Армения,
Грузией,
Кыргызской Республикой,
Республикой Молдова,
РФ,
Республикой Таджикистан,
Туркменистаном,
Республикой Узбекистан


Не подписали:
Азербайджанская Республика,
Республика Беларусь,
Республика Казахстан,
Украина.

* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального