Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

"Страшнее кошки зверя нет". Психологический портрет украинского военнослужащего

14.09.2022 11:37

"Страшнее кошки зверя нет". Психологический портрет украинского военнослужащего

На сайте Украина.ру опубликован материал обозревателя Александр Чаленко, который по результатам неоднократного общения с украинскими пленными описывает их психологический портрет.

 

Малограмотные, несемейные и нуждающиеся

В основном, как правило, это малообразованные люди. Даже многие из тех, кто получил диплом о высшем образовании, часто во время нашего разговора демонстрировали отсутствие элементарных знаний, в том числе и по украинской истории. Кондитер из Кривого Рога с позывным «Атос» признался в разговоре, что оБандере он узнал только в плену.

Морпех-замполит с позывным «Прокурор» не знал, кто такой Ковпак. Он не мог сказать, является ли для него героем Петлюра, так как вообще ничего не знал о его деятельности. Можно было бы сказать, что он все знает, и поэтому скрывает свое положительное отношение к нему. Но это не так, поскольку в другой ситуации украинский замполит совершенно не скрывал своего положительного отношения к гетману Мазепе, чье имя в России считается символом предательства.

Большая часть тех, с кем приходилось общаться, была косноязычна, с трудом могла четко и понятно выразить свою мысль.

Однако, как ни странно, в этой малограмотности нет ничего удивительного. Просто контрактников в свои ряды украинская армия могла набирать только из таких граждан. Человек с нормальными интеллектуальными качествами в большинстве своем вряд ли добровольно отправился бы служить в ВСУ, так как он мог спокойно реализоваться на гражданке, как внутри Украины, так и за ее пределами.

К тому же учитывая, что большинство пленных родом из Новороссии — из Харькова, Николаева, Херсона, Запорожья, Днепра, даже из Луганской области, то есть из пророссийски настроенных территорий, пойти служить в русофобскую структуру могли именно малограмотные. Их легче оболванить, ими легче манипулировать. Поэтому наоборот — удивительным было бы, если бы среди пленных встретились интеллектуалы.

Также обратило на себя внимание то, что значительная часть военнослужащих ВСУ были либо холостяками, либо несостоявшимися в семейном плане мужчинами – они были разведены, с детьми виделись редко. По сути выходило, что по-настоящему их дома никто не ждет. Они никому, кроме армии, не нужны — ни производству (бизнесу), поскольку почти нигде до армии не работали, ни семьям — их либо еще не было у них, либо не было уже — после развода. Такие легче записываются на службу в армию. На гражданке их ничего фактически не держит.

Практически все не были изначально кадровыми военными. Пойти в армию их заставила либо нужда, либо отсутствие работы и перспектив на гражданке. В ВСУ, служа в Донбассе, они могли зарабатывать в месяц тысячу долларов, очень большие деньги для украинской провинции. А на «гражданке» они по сути никто. И это ощущение бесполезности, ненужности обществу и гнало их в армию, где они обретали хоть какую-то цель в жизни и самооценку.

Я встретил одного парня из Рубежного, это город в Луганской области. Он был под Украиной на момент начала СВО. В 2014 году на референдуме 11 мая он голосовал за независимость ЛНР от Украины. После начала АТО до 2017 года жил в России. Вернулся в родной город.

Завел семью. Денег на квартиру не было. Пошел служить в ВСУ, потому что, по его словам, там можно было быстро заработать на квартиру. При этом искренне думал, что никакой войны не будет, а к службе в ВСУ относился как к работе.

Дезертировал из армии на второй день после начала СВО и добровольно сдался в плен российской армии.

Хилые и щуплые

Обычно при слове «морпех» мы представляем себе высокого мускулистого парня, который ребром ладони в раз разобьет стопку из 4-5 кирпичей, или сломает кирпич о свою голову. Однако пообщавшись с представителями 36-ой бригады морской пехоты ВСУ, мы обратили внимание, что среди них нет никого даже приблизительно похожего на качка из фильмов про спецназ и морпехов.

Как правило, это были либо недомерки, едва преодолевшие планку в 170 см, либо высокие парни по 180 см, но при этом настолько хилые и щуплые, что было просто удивительно, как они держали в руках автомат, а не то что из него стреляли.

Позже стало ясно, почему так. «Амбалы», видимо, сопротивлялись мобилизации до конца, а поэтому, скорее всего, погибли в бою. Те же, кого мы встретили в плену, были слабыми людьми и физически и морально. У них просто не хватило ни смелости стоять до конца, либо мотивации.

Один худощавый старлей-морпех, родом из Чернигова, рассказывал, что у каждого бойца в его подразделении была боевая граната, которой он мог бы подорвать себя в случае угрозы пленения. Но у него так сделать просто не хватило духу. Он, увидев трупы своих сослуживцев, понял, что и он может стать двухсотым, поэтому принял решение сдаться.

На националистов не похожи

В России, в общем-то, существует правильное представление о том, что в ВСУ мало кто является идейным националистом. Таковые если и есть, то их крайне мало, да и будучи в плену они предпочитают скрывать свои русофобские взгляды и нацистскую идеологию (чего не скажешь про татуировки, которые не спрячешь).

Да, они зачастую врут, что никого не убивали, но они могли бы служить при определенных обстоятельствах не только в украинской армии, но и в российской, если бы их родные города были российскими городами. Понятно, что им по головам били украинской националистической пропагандой, но ни один из них не произвел впечатление упоротого украинского националиста. Об украинском национализме у них не было даже элементарных представлений. То есть среди опрошенных нами десятка бойцов не было ни одного идейного. И дело даже не в сокрытии своих взглядов. Они просто никто, пошли служить в ВСУ не Родину защищать, а деньги зарабатывать тем, что они научились делать лучше всего — обстреливать и кошмарить мирное население.

Кстати, никто из них не говорил, что он повар или играл в оркестре. Снайперы говорили, что они снайперы, минометчики — что минометчики. Их никто за это не бил, не угрожал расстрелом, поэтому никакого страха в них не было.

Они — такие же русские, как и мы

Драма и трагедия этой войны в том, что по обе стороны фронта воюют люди одной культуры — русской. За полгода посещений мест содержания пленных я ни разу не увидел ни одного, кто был бы из Западной Украины. Несколько человек были из Центральной Украины. А вот подавляющее большинство пленных было из Новороссии.

Это не говорит о том, что жители Западной Украины, где проживают самые свидомые националисты, не воюют на фронте. Воюют, но на самом деле их количество минимально.Нет среди них и убежденных русофобов. Большинство из них и к России, и к общей российско-украинской истории относятся с искренним любопытством, потому что в результате существующей программе обучения в школах, не получали такой информации. И ничего об этом не знают.

Почти все с удовольствием брали у меня почитать в камере книги по русской истории, как периода Российской империи, так и периода СССР. Один пленный даже сказал, что до пленения книг вообще не читал, а в камере начал.

На гражданке они слушали русскую музыку и вели себя в быту как их сверстники из Екатеринбурга или Самары. Некоторые говорили, что если их родные места присоединятся к России, то они останутся там жить.

Так что вряд ли все эти люди потеряны для Русского мира.

* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального