Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Нездоровый интерес США к Центральной Азии

02.05.2020 14:34

В феврале этого года, на официальном сайте посольства США в Таджикистане была опубликована стратегия Соединенных Штатов в центральноазиатском регионе на 2019-2025 годы, направленная на «укрепление суверенитета и экономическое процветание». И пусть в ней нет конкретных упоминаний про прямых американских конкурентов, сотрудничающих со странами Центральной Азии, это не уменьшает ряд вопросов, которые вызывает данная публикация.

Соединенные Штаты уже давно перестали скрывать истинные мотивы нездорового интереса к Центральной Азии, в открытую называя свои попытки проникновения во внутреннюю политику центральноазиатских стран как «интересы собственной безопасности». Не спасает даже привычка Белого Дома разбавлять истинные мотивы красивыми словами о якобы проявленной заботе по отношению к другим регионам и взаимовыгодном сотрудничестве, которые ранее сглаживали поданную информацию. Однако если взглянуть на описанные в публикации направления, речь о которых пойдет ниже, и сопоставить их с ранним опытом Соединенных Штатов в продвижении подобных стратегий как в Центральной Азии, так и на территории других стран, то невольно начинаешь искать подвох в красивых обещаниях Белого Дома. Особенно когда речь идет о поддержке стабильности в Афганистане, а также оборонной сфере пяти центральноазиатских государств.

Сама стратегия включает в себя шесть пунктов, три из которых посвящены вовлеченности Центральной Азии в решение афганских проблем, которые, к слову, с каждым годом пребывания Соединенных Штатов на территории Афганистана лишь нарастали в объемах. И когда Америка, наконец, начала возвращать своих бойцов на родину, решив закончить 19-летнюю военную кампанию, с чем остался Афганистан? Обещания, которые звучали неоднократно от американских политиков, так и не были выполнены. Страна по сей день является ведущим производителем и поставщиком наркотических веществ, которые в крупных партиях отправляются к соседствующим республикам. Слова об уничтожении терроризма также растворились в пустоте. Только в прошлом году туда активно «стекались» остатки ИГИЛовцев*, проигравших в войне за сирийскую территорию, которые облюбовали северные провинции Афганистана. И это не беря в расчет другие террористические организации, которые продолжительное время орудуют на афганской земле. Стоит ли говорить о напрочь разрушенной стране, руины которой насквозь пропитаны кровью невинных многотысячных жертв 19-летнего противостояния. И что делают Соединенные Штаты, активно покидая страну? Перекидывают ответственность за ее восстановление на центральноазиатский регион. По крайней мере, об этом говорят такие пункты стратегии, как «расширение и поддержка стабильности в Афганистане», «поощрение установления связей между странами Центральной Азии и Афганистаном», а также «снижение террористической угрозы в Центральной Азии», основным источником которой на данной момент как раз таки и является Афганистан.

«Центральноазиатские государства станут стабильными, защищенными и активными партнерами Соединенных Штатов и продолжат поддерживать международные усилия по стабилизации Афганистана», – говорится в заявленной стратегии Соединенных Штатов, – «США будут призывать государства Центральной Азии развивать экономические и торговые связи с Афганистаном и обеспечивать образец стабильного государственного управления многонациональными странами с мусульманским большинством».

И даже с учетом американских обещаний касаемо содействия и обеспечения безопасности центральноазиатским странам в вышеперечисленных направлениях, легче не становится. Как показывает практика, Америка всегда вкладывает свои усилия только в те направления, которые ей выгодны, в противном случае, они не представляют интереса.

«Ключевой принцип новой стратегии в том, что США признают геостратегическую значимость Центральной Азии. Независимо от уровня нашего вовлечения в ситуацию в Афганистане, самоценность региона для американских национальных интересов не должна подвергаться сомнениям», – говорится в новой стратегии Соединенных Штатов.

К слову, не менее «многообещающими» выглядят утверждения касаемо инвестиционной политики и развития экономической среды с помощью привлечения иностранных компаний и инвесторов. Однако за 30 лет независимости центральноазиатского региона, в течение которых, по словам составителей американской стратегии, Белый Дом активно поддерживал регион, что было сделано Соединенными Штатами? Крупнейшие проекты касаемо развития инфраструктуры реализуются и финансируются российскими, китайскими и турецкими компаниями, а Америка продолжает оставаться в стороне, пытаясь войти на рынок с помощью очередной порции обещаний без каких-либо гарантий. В связи с этим возникает вопрос, какова вероятность того, что даже в ходе проникновения в центральноазиатский регион в качестве инвестора и бизнес-партнера в проектах, направленных на развитие региона, Америка не начнет использовать регион исключительно ради собственной выгоды? Где гарантии, что иностранные компании, которые придут в регион, не вытеснят местные организации с рынка, тем самым еще значительно ухудшив экономику стран? И существует ли риск для местного населения, которое попросту не сможет занять рабочие места в связи с тем, что не обладает необходимыми навыками?

Что касается последнего вопроса – Америке действительно стоит отдать должное. Соединенные Штаты давно реализуют проекты, направленные на подготовку высококвалифицированных кадров. Но где эти кадры? Они эмигрируют из своих стран в поисках лучшей жизни из-за отсутствия рабочих мест и достойных зарплат, дабы обеспечить себя и свои семьи. И где гарантии того, что в ближайшем будущем ситуация не измениться в обратную сторону? Их попросту нет в стратегии.

Однако в ней есть ответы на все вышеперечисленные вопросы. Они кроются в разделе «Видение» представителей Белого Дома.

«Успешное взаимодействие США со странами Центральной Азии также будет способствовать продвижению наших собственных интересов национальной безопасности и вносить вклад в защиту территории США, наших граждан и интересов за рубежом. Тесные отношения и сотрудничество со всеми пятью странами будут способствовать продвижению американских ценностей и служить противовесом влиянию региональных соседей. И, наконец, расширение возможностей для американских компаний повысит экономическое процветание в регионе, а также поддержит занятость и промышленность в Соединенных Штатах», – говорится в конце документа.

Слова здесь излишне. Все уже сказали представители Соединенных Штатов. Единственный вопрос, который после всего вышеописанного остался без ответа – позволят ли центральноазиатские страны своим американским партнерам использовать их в реализации своих, и только своих, интересов?

* Запрещенная в РФ террористическая организация