Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Капкан США для Казахстана

05.02.2020 14:20

Андрей Бейзер

В середине декабря прошлого года министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеубердин посетил США с официальным визитом, в ходе которого он провел переговоры с госсекретарем Майком Помпео и с руководством Совета национальной безопасности (СНБ). Стороны обсудили перспективы экономического и культурного сотрудничества между странами, а также вопросы укрепления военного взаимодействия. В рамках переговоров американский госсекретарь не раз упоминал о «лидерстве Казахстана в Центральной Азии» и особой ставке, которую Вашингтон делает на Нур-Султан как «ключевого партнера в поддержании региональной безопасности».

Между тем это не просто красивые слова американского госсекретаря, но в то же время проявление нового подхода администрации Дональда Трампа к двусторонним отношениям со странами Центральной Азии и их вовлечению военно-политические объединения, главенствующую роль в которых играют США. В Казахстане на данный момент одним из основных «проводников» интересов Соединенных Штатов и НАТО является программа «Партнерство ради мира», участие в которой Нур-Султан принимает с 1994 года.

Эта программа включает в себя сотрудничество в военно-политической сфере со странами, не входящими в структуру организации. По первоначальному замыслу программа должна была выступить в качестве «трамплина» для стран, желающих присоединиться к Североатлантическому альянсу. Однако на деле претенденты фактически оказались в «комнате ожидания» НАТО до тех пор пока не будут соответствовать довольно размытым критериям участия в альянсе. При этом право решать, кто станет новым союзником, главным образом, принадлежит Вашингтону.

Взамен всему списку обязательств НАТО предлагал лишь проведение экстренных консультаций в случае возникновения кризисной ситуации.  При этом формат сотрудничества не подразумевал реальной помощи, однако позволял альянсу (де-факто США) вмешиваться в любой потенциальный конфликт. Кроме того, участие в «Партнерстве ради мира» также подразумевает проведение совместных учений и приведение структуры вооруженных сил стран-участниц к стандартам альянса, что наносит ущерб уже исторически сложившимся военно-политическим связям и союзам этих государств. 

Взаимодействуя с Нур-Султаном в военной сфере, Вашингтон получает легитимный повод для нахождения своих офицеров на территории государства, а значит и для сбора обширной информации о  потенциале Казахстана и военной политики стран ОДКБ. Кроме того, соглашение в рамках программы «Партнерство ради мира» предусматривает обмен закрытыми сведениями между Казахстаном и странами НАТО, доступ к которым для казахских союзников закрыт.  Так, 20 августа прошлого года между странами было подписано соглашение о мерах по защите секретной информации, «регулирующее весь спектр взаимоотношений двух стран, связанных с защитой секретной информации», а также «предусматривающее проведение секретных работ сторонами на территории государства-участника соглашения». Эксперты отмечают, что это положение позволит США получить доступ к данным об особо охраняемых и стратегически важных объектах военной и гражданской инфраструктуры Казахстана. Как в дальнейшем Белый дом будет использовать эти сведения — вопрос отрытый.

Такой подход идет вразрез с союзническими обязательствами, взятыми на себя странами-участницами ОДКБ, что может привести к ухудшению взаимоотношений и утрате доверия к союзникам внутри всего блока. Подобное развитие событий станет лучшим исходом для США и их союзников по НАТО, которые уже апробировали схожий сценарий в Грузии и Украине, подтолкнув их руководство к агрессивным действиям по отношению к России. Неудивительно, что эти государства также принимали участие в программе «Партнерство ради мира» и даже выходили за ее рамки, приглашая инструкторов и военных специалистов для начала процесса синхронизации национальных вооруженных сил со стандартами НАТО.

Сейчас, в эпоху нового витка противостояния США с Россией и Китаем, Нур-Султану, как и другим центральноазиатским государствам, предстоит ответить  на вопрос: есть ли смысл рисковать проверенным годами взаимовыгодным сотрудничеством с Россией и странами ОДКБ ради мнимого членства в НАТО и  «подачек» с их стороны?

Ведь, если Вашингтону не удастся превратить Центральную Азию в плацдарм для своего подрывного влияния на Россию и Китай, используя инструменты «мягкой силы», он будет вынужден прибегнуть к своей излюбленной стратегии «управляемого хаоса» ради реализации этой стратегии. Поэтому не следует рассматривать всерьез реверансы Белого дома в адрес центральноазиатских  государств, ибо на этом уже споткнулись многие лидеры стран Ближнего и Среднего Востока, когда после десятилетий неизменной поддержки со стороны США их страны в буквальном смысле оказались в режиме ручного управления из Белого дома. Что стало с главами этих государств – всем известно по итогам череды «цветных революций».