Обратный эффект антироссийских санкций
17.10.2019 09:54
Европа рискует лишиться миллиардов из-за антироссийских санкций, считают экономисты Маттье Крозе из Линнаньского университета в Гонконге и Юлиан Хинц из Кильского института мировой экономики.
В своем исследовании «Дружественный огонь: Влияние на торговлю санкций против России, а также ответных санкций», опубликованном на страницах авторитетного немецкого издания Handelsblant они утверждают, что на долю России приходится чуть больше половины убытков от санкций ($2,2 млрд. в месяц), а вот оставшиеся 45% на общую сумму $1,8 млрд. делят между собой инициаторы ограничений. В исследовании также приводится суммарный ежемесячный ущерб от санкций, который в среднем составляет $4 млрд.
Больше всего страдает Германия, которая теряет 38% ($667 млн.). Причем, в Берлине уже не раз признавали, что немцы страдают от «санкционной войны» сильнее всех в Европе. По данным Восточного комитета немецкой экономики, в период с 2013-го по 2018 годы торговый оборот восточногерманских земель с Москвой в среднем сократился на 28,7 процента. Больше остальных пострадала Саксония, которая потеряла 72,5% оборота с российскими партнерами.
По мнению Крозе и Хинца, французские компании также не сумели компенсировать санкционные потери за счет экспорта в другие страны. Президент Франции Эммануэль Макрон признал, что отчуждение России от Европы было «глубокой стратегической ошибкой», так как именно Москва может содействовать Евросоюзу в решении, в том числе, и глобальных энергетических проблем
(в частности, обеспечить Европу газом с помощью трубопровода «Северный поток-2). Кроме того, глава государства отметил, что санкции «толкают Россию либо в изоляцию, что создает напряжение, либо в союзничество с другими большими державами».
Говоря о «больших державах», Макрон в первую очередь подразумевает азиатских партнеров Москвы, которая в условиях ужесточения рестрикций вынуждена искать менее «политизированных» игроков на мировом энергорынке - в частности, среди азиатских государств. Впрочем, такое сотрудничество Москве только на пользу, так как открывает перед ней новые энергетические горизонты.
Та же Япония, например, которая в настоящее время является крупнейшим мировым потребителем сжиженного природного газа, готова профинансировать строительство арктических перевалочных СПГ-терминалов для крупнейшего российского концерна «Новатэк». В конце сентября японская Mitsui и Банк Японии для международного сотрудничества (JBIC) заключили с Новатэком соглашение о строительстве перегрузочных комплексов СПГ на Камчатке и в Мурманской области. Это позволит оптимизировать транспортную логистику арктического региона, значительно нарастив поставки сжиженного природного газа, добываемого на месторождениях Ямала и Гыдана, на экономические рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Заинтересованность России в укреплении двустороннего партнерства тоже очевидна. Не случайно главной темой встречи президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзе Абэ в сентябре этого года стал именно сжиженный природный газ. Впрочем, это неудивительно, ведь японские компании - одни из старейших и наиболее опытных импортеров СПГ в мире. «То, что Япония вкладывается в «Арктик СПГ-2», а также в проекты перегрузочных СПГ-терминалов в Мурманске и на Камчатке –знак того, что российские арктические СПГ-проекты являются качественными и конкурентоспособными», –отмечает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Сергей Капитонов.
И чем дальше, тем больше сможет предложить Россия своим иностранным инвесторам в сфере СПГ. Бесперебойные поставки сжиженного природного газа стране уже сейчас обеспечивают два крупнотоннажных завода «Сахалин-2» и «Ямал СПГ», а также Балтийский СПГ концерна Газпром. На очереди строительство «Арктик СПГ-2» и другие не менее значимые энергоинициативы.
В итоге, согласно прогнозу, сделанному Минэкономразвития РФ, к 2024 Россия может нарастить экспорт СПГ в три раза – с имеющихся сейчас 16,4 млн. тонн до почти 48 миллионов. Доходы от экспорта вырастут с $5,3 до $11,5 млрд. Все это позволит увеличить долю РФ на мировом энергорынке с 5% до 15-20%. Заявленная планка достаточно высока, да и сдерживающих факторов предостаточно. Однако, как показывает практика, Россия остается для иностранных инвесторов надежным и весьма привлекательным инвестиционным партнером, а ужесточение западных рестрикций является своего рода стимулом для дальнейшего развития международного энергетического сотрудничества.

