Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Российское «окно» в АТР

07.10.2019 19:21

Анастасия Дементьева

 
Юбилейный, пятый по счету Восточный экономический форум стал  по-настоящему рекордным - как по количеству участников, так и по сумме подписанных соглашений.  В мероприятии приняли участие более  восьми с половиной тысяч человек. В списке гостей -  премьер-министр Индии Нарендра Моди, глава правительства Малайзии Махатхир Мохамад, президент Монголии Халтмаагийн Баттулга и премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Самые многочисленные делегации прибыли на форум из Японии,  Китая, Южной Кореи,  Малайзии и Въетнама.    

Как сообщил заместитель председателя правительства РФ – полномочный  представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, в рамках ВЭФ было подписано порядка 270 соглашений на сумму более 3,4 трлн. рублей.

«Форум является важным политико-экономическим мероприятием не только для России, но и для дальнейшего экономического роста и укрепления связей между странами региона в целом»,  -  отметил заместитель министра промышленности и торговли Вьетнама Хоанг Куок Выонг.  Исполняющий обязанности директора и постоянного представителя группы Всемирного банка в РФ Апурва Санги также разделил мнение о межгосударственной значимости ВЭФ. При этом он акцентировал внимание на важности сотрудничества России и стран  Азиатско-Тихоокеанского региона, который обладает большим энергетическим потенциалом и является одним из самых привлекательных с точки зрения инвестиций. 

В этом году форум проходил под девизом «Дальний Восток - горизонты развития» отнюдь не случайно. В последние годы этот регион притягивает иностранных инвесторов как магнит.  
Приоритетным в этом отношении  является российско-китайское партнерство.  Акцент сделан на формировании  т.н. перекрестных  «торговых коридоров» (включающих в себя морское и железнодорожное сообщения). Первый (Приморье-1) протянется от  китайского Харбина до российских Владивостока и Находки, второй (Приморье-2)  соединит   провинцию Цзилинь с российскими портами Славянка и  Зарубино. Таким образом, проекты позволят отдаленным северо-восточным территориям КНР, которые лишены выхода к морю, воспользоваться новыми  маршрутами для расширения международных торговых связей.

 Однако  флагманским проектом двух государств по-прежнему остается  «Сила Сибири-2».  Российский газ будет транспортироваться  с Чаяндинского и Ковыктинского месторождений - как на внутренний рынок,  так и на экспорт в Китай.  Экспортные поставки сырья планируется начать уже с первого декабря, при этом их объемы могут достигнуть 80 млрд. куб. м  в год. Таким образом, страна может стать ключевым экспортером  «голубого топлива» для Поднебесной. 

Набирает обороты и российско-японское сотрудничество. Среди крупных совместных проектов следует отметить открытие нового завода по производству двигателей во Владивостоке. Это – совместное детище российской («Соллерс») и японской  (Mazda Motor Corporation) компаний.  Общий объем инвестиций превышает три млрд. рублей, два из которых вложили японцы.  При этом эксперты прогнозируют увеличение объемов  инвестиций, которые Токио планирует вкладывать в совместные проекты.     Этому, в частности, будет содействовать совместное российско-японское предприятия для реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, учредителями которого выступают Банк Японии для международного сотрудничества (JBIC), Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта и Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ).

Не отстает от Японии и Корея. Самым масштабным российско-южнокорейским проектом на Дальнем  Востоке является создание комплекса по производству минеральных удобрений в поселке Козьмино Приморского края, инициатором и оператором которого выступает ЗАО «Национальная химическая группа». Стоимость комплекса  составит  порядка 6, 3 млрд. долларов, ввод в строй планируется в 2022 году. 

 Еще одной значимой нишей для российского экспорта остается Арктика. Азиатские страны проявляют большую заинтересованность к  участию в совместных с РФ проектах в Заполярье. Это обусловлено тем, что у Японии, Южной Кореи и Сингапура практически отсутствуют месторождения ископаемого топлива. У Китая и Индии  углеводороды есть, однако – в крайне ограниченном количестве. Эти факторы делают  азиатские страны крайне зависимыми от импорта.  Именно поэтому Арктика, на которую сегодня приходится до 25% мировых неразведанных запасов нефти и до 30% газа, рассматривается  государствами АТР как важный источник расширения географии поставок.  На передний план выходит совместная с Россией реализация таких крупнейших проектов, как  Ямал-СПГ и Арктик СПГ-2, подразумевающих поставки газа, нефти и газового конденсата осуществляются морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки, а также в Азиатско-Тихоокеанский регион. 

Не меньшие возможности открывает перед азиатскими государствами и совместное с РФ освоение Северного морского пути, который находится под российской юрисдикцией. У экспортоориентированных стран АТР  растет спрос на создание альтернативных транспортных маршрутов,  которые  свяжут их с европейским рынком. Севморпуть вдвое короче традиционных  южных маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы и является в этом отношении наиболее оптимальным вариантом. 

Таким  образом, партнерство России и стран АТР позволит странам значительно расширить свои «экономические горизонты» и укрепить позиции на международном рынке сырья. Что же касается России, то существует еще один немаловажный момент. «Азиатский разворот» Москвы позволит ей  снизить «санкционное давление» Запада.  Именно поэтому «азиатский разворот» РФ следует расценивать как долгосрочную меру.  А если кому и  стоит нервничать, так это США и их партнерам – ведь на их глазах формируется мощный энергетический тандем «Россия-АТР», который способен бросить серьезный вызов своим западным конкурентам.