Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Зачем России АТР?

04.06.2019 18:04

Анастасия Дементьева

Уже этой осенью российское правительство должно представить проекты по дальнейшему освоению пространств Центральной и Восточной Сибири. Такое поручение в рамках  пленарного заседания Петербургского международного экономического форума (МПЭФ) дал чиновникам  президент РФ Владимир Путин. 

«Освоение пространств Центральной и Восточной Сибири  должно сделать этот регион связующим звеном между Европейской частью России и Дальним Востоком, между рынками Китая, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, включая Восточную Европу, должно привлечь сюда свежие, хорошо подготовленные трудовые ресурсы»,  - подчеркнул в своем выступлении глава российского государства. 

При этом президент напомнил, что Россия «уже не раз в своей истории осуществляла масштабные проекты пространственного развития, которые становились символами глубоких и динамичных изменений страны и ее движения вперед». В качестве примера российский лидер  привел масштабную программу по дальнейшему освоению Арктической зоны  РФ, успешную реализацию проектов на юге России и Дальнем Востоке. 

Приоритетным в этом отношении, безусловно, является наращивание экономического партнерства с Пекином. Акцент сделан на создании ряда перекрестных «торговых коридоров», которые свяжут  Дальний Восток  с северо-восточными провинциями Китая в единое «энергетическое кольцо» и тем самым придадут импульс дальнейшему развитию стратегического партнерства. Речь идет о так называемых «морских автомагистралях», которые включают в себя  как железнодорожное, так и морское сообщения. Главными опорными «точками»  являются два совместных проекта - «Приморье -1» и «Приморье-2». Таким образом, отдаленные  северо-восточные провинции КНР (Цзилинь и Хэйлунцзян), лишенные выхода к морю, смогут воспользоваться новыми транспортными коридорами для развития международных торговых связей. Первый протянется от Харбина до  Владивостока и Находки, второй  соединит  провинцию Цзилинь с российскими портами Славянка и  Зарубино.

Вместе с тем, ключевым энергетическим проектом, объединяющим Россию и Китай, остается строительство газопровода «Сила Сибири». «Голубое топливо» Сырье будет транспортироваться  с Чаяндинского (Якутия) Ковыктинского (Иркутская область) месторождений как на внутренний российский рынок, так и на экспорт в Китай. Причем,  заявленные мощности трубопровода способны обеспечить энергией не только отдаленные провинции КНР (Хэбэй, Цзянсу  и Тяньцзинь), но и крупнейшие города Поднебесной  - в частности, Шанхай. При этом глава   энергетического управления КНР Нур Бекри не исключает, что Россия может стать главным экспортером газа в Китай, объем поставок  которого может достичь 80 млрд куб. м  в год. Отгрузка первой партии российского сырья запланирована на декабрь этого года.

Однако Восток для России не ограничивается исключительно Китаем. Япония, Индия, Монголия, Южная Корея  и Таиланд. Они, в свою очередь, демонстрируют не меньшую заинтересованность в долгосрочном стратегическом партнерстве с Москвой.  

Согласно статистике, сегодня на страны региона приходится порядка 60% мирового ВВП и почти 45% совокупного объема прямых трансграничных инвестиций. По подсчетам международных финансовых аналитиков, в среднесрочной перспективе зависимость АТР от импорта нефти будет достигать 80%, что превращает регион в основного поставщика этого важнейшего энергоресурса. Растут и темпы потребления природного газа. Это обусловлено снижением спроса на «голубое топливо» в Европе (речь о так называемой «газовой стагнации»), а также  перенасыщением газового спроса  в США.   НА этом фоне инвестиции в  экономику стран  азиатско-тихоокеанского региона кажутся более привлекательными.  В пользу государств АТР говорят растущий уровень жизни и быстрое развитие экономики. 

И если до недавнего времени США и  их союзники весьма скептично  оценивал возможности российского «поворота на Восток» (полагая, что РФ вряд ли согласится на роль «сырьевого придатка» стран АТР), то теперь серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией.

Именно поэтому «разворот» Москвы на восток следует рассматривать  не в качестве «временного явления», а как долгосрочную  экономическую перспективу.  Партнерство со странами АТР  не только открывает для Москвы новые «энергетические горизонты», но и предоставляет возможность уйти от «санкционного диктата», навязанного  Западом. Если кому и стоит «нервничать», так это Америке и Европе, которые получат нового экономического соперника в лице АТР. А объединившись с таким мощным энергетическим «игроком» как Россия, «азиатские львы» вполне способны бросить вызов своим западным конкурентам.