Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Хороша Маша, да не наша

07.05.2019 15:47

Денис Саксонов

Все реже оспариваются утверждения о том, что Северный морской путь (СМП) будет выступать в качестве глобальной транспортной артерии. Вопреки попыткам Запада дискредитировать значение северного маршрута, скепсис растворяется и на смену ему приходит холодный расчет будущих выгод и потерь. Необходимо отметить, что речь идет о потерях для США и выгодах для РФ, что традиционно недопустимо для Вашингтона.

В настоящее время около 10 процентов мировых морских перевозок (свыше 1 млрд тонн грузов) осуществляется через узкий, контролируемый американцами Суэцкий канал. В среднем за день через канал проходит 48 судов (с учетом Нового Суэцкого канала – до 97 судов), при этом стоимость прохода составляет около 250 тыс. долл. США, а дополнительная страховая премия, обусловленная пиратством в Аденском заливе и Красном море, – еще 120 тыс. долларов. Переход из Европы в Китай занимает около 35 дней, и для его осуществления требуется порядка 875 тонн мазута. Несмотря на все трудности и высокую стоимость транспортировки грузоперевозчики вынуждены использовать этот маршрут, поскольку альтернативы ему нет. Если точнее, то пока нет.

Уменьшение площади арктических льдов делает перспективным развитие судоходства в северных морях России. Сокращение времени по доставке грузов из Европы в Азию до 25 дней при расходе 625 тонн мазута и безопасность маршрута, безусловно, являются неоспоримыми преимуществами СМП. То, что Северный морской путь будет обходиться дешевле, а передвигаться по нему будет быстрее и безопаснее делает его не просто альтернативам маршрутом, а основным конкурентом в области глобальных грузоперевозок.

Вашингтон не может допустить этого. Американские амбиции и страх потерять контроль в системообразующем для США вопросе регулирования мировой торговли через банальный "вопрос цены" толкают на самые крайние меры.

Так, согласно данным издания The Wall Street Journal, этим летом некий американский корабль совершит проход по СМП, не запрашивая разрешения у России. Позиция США заключается в том, что это важный международный транспортный путь, где должны действовать интернациональные, а не национальные нормы.

Подобные претензии американцы имеют и к канадцам, требуя от них признать экстерриториальный статус Северо-Западного прохода. Глобальное потепление там идет не столь быстро и по-прежнему круглогодично царит многолетний паковый лёд, который не всегда возможно пробить даже атомным ледоколом. Но добиться «свободы» там, где это выгодно (или будет выгодно в перспективе) для Соединенных Штатов является делом принципа.

Если США решатся на свой страх и риск лавировать между льдинами в Арктике, то России ничего не останется, как принимать меры для защиты собственных интересов. Прецедент уже был в 1964 году, когда советские власти задержали два американских военных корабля, после чего последовал обмен нотами протеста. Вопрос в том, на что они рассчитывают сегодня, предпринимая подобные меры? Очередная провокация? Время покажет, но будет комично, если американцы попросят у русских ледокол, чтобы тот помог им обеспечить свободу судоходства на Северном морском пути.