Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Скованные одной цепью

28.04.2019 14:10

Анастасия Деменьтьева

Пекин расставляет новые экономические акценты в развитии международных торговых отношений. Об этом свидетельствует инициированная Поднебесной глобальная энергетическая инициатива «Один пояс, один путь», обсуждение которой состоялось в рамках Второго Форума высокого уровня по международному сотрудничеству, который завершил свою работу 27 апреля в Пекине.В этом году в мероприятии приняли участие главы государств и правительств 37 государств, а также свыше 360 министров.

Концепция «Один пояс, один путь» является международной инициативой Китая, которая впервые прозвучала из уст председателя КНР Си Цзиньпиня в рамках его визита в Казахстан в сентябре 2013 года. Она подразумевает не только совершенствование действующих, но и создание новых торгово-транспортных коридоров. Они свяжут более шестидесяти стран Центральной Азии, Европы и Азии и таким образом будут способствовать развитию экономических отношений между ними и Поднебесной.

Китайская инициатива по созданию глобальной транспортной и инвестиционной структуры объединяет два мега-проекта: «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морской Шелковый путь XXI века»(МШП).

ЭПШП позволит сформировать единый трансконтинентальный коридор, который соединит Китай и Европу через Центральную Азию – по аналогии с древним Шелковым караванным путем, который функционировал со второго век века до н.э. по XV век.

«К ЭПШП может подключиться 67 государств, население которых составляет 63% от мирового. Ориентировочные сроки реализации проекта - 30 лет» - подчеркивается в аналитическом материале ТАСС. Новый транспортный коридор позволит также минимизировать сроки доставки грузов из Китая в Европу. «В настоящее время он составляет от 45 до 60 суток, а в случае успешной реализации проекта транспортировка займет всего 10 дней», - говорится в статье. В рамках ЭПШП планируется также расширить таможенное сотрудничество, увеличить масштабы денежных операций между странами и сформировать благоприятные условия для создания финансовых институтов при различных региональных организациях - таких как, например, ШОС и БРИКС.

Между тем четкий маршрут, по которому пройдет новый Шелковый путь, пока до конца не разработан. Сообщается, что в его основе лежит строительство трех железнодорожных коридоров (северный, центральный и южный), которые свяжут восточные провинции КНР со странами Западной Европы. Северный маршрут протянется через Казахстан и РФ к Балтийскому морю (его западное «крыло» пройдет через Белоруссию и Польшу в Германию и Голландию). Подразумевается, что центральный маршрут соединит порты Восточного Китая - Шанхай и Ляньюньган – со странами Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан, Туркменистан), Ираном, Турцией, а затем проследует через Балканский полуостров к французским портам (кроме того, будет построен дополнительный морской тоннель под проливом Босфор в турецком Стамбуле). Наконец, южный маршрут пройдет через Бангладеш, Индию и Пакистан.

Кроме сухопутного коридора планируется еще и морской. МШП возьмет начало в городе Фучжоу (провинция Фуцзянь), пройдет через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань, по Малаккскому проливу (Малайзия-Индонезия), затем пересечет Индийский океан, обогнет Африканский рог (Кения) и направится в Красное и Средиземное моря. Существует и второе направление МШП – из Китая в южную часть Тихого океана.

Финансированием проектов будут заниматься две структуры. Фонд Шелкового пути, о создании которого Си Цзиньпин объявил еще в 20214 году, и уже действующий Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), учрежденный опять же по инициативе КНР в октябре того же года. В АБИИ входят 57 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, а также Латинской Америки и Европы. Россия стала членом организации в 2015 году, ее доля в капитале Банка, размер которого в настоящий момент составляет порядка $100 млрд, равняется $6,5 млрд.

Надо отметить, что 2015 год стал знаковым для России и Китая. В мае главы государств подписали соглашение о сопряжении ЭПШП и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В документе было также отмечено, что центральной площадкой, на которой будут обсуждаться эти вопросы, станет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Но вернемся к форуму в Пекине. Выступая перед его участниками, президент РФ Владимир Путин отметил, что «Один пояс, один путь» открывает перед его участниками «широкие возможности для равноправного партнерства». По его словам, для «обеспечения стабильного и устойчивого экономического роста, укрепления связей между странами и интеграционными объединениями на Евразийском субконтиненте требуется современная развития транспортная, энергетическая и телекоммуникационная инфраструктура». Причем, российские экономические проекты в этом отношении являются приоритетными.

По мнению президента, транспортную сеть страны следует развивать с прицелом на интеграцию с другими артериями евразийских государств. Речь идет о таком ключевом проекте, как «Север-Юг». Он позволит наладить железнодорожное и автомобильное сообщение и таким образом существенно ускорить грузоперевозки из Южной Азии через Иран, Азербайджан и Россию в Европу.

Помимо этого, Москва намерена наращивать поставки СПГ за рубеж - в настоящий момент рассматривается возможность расширения проекта «Сахалин-2». В 2018 году поставки «голубого топлива» за рубеж составили порядка 27 млрд куб. м., увеличившись более чем на 70%. В перспективе эту цифру планируется увеличить до 100 млрд.

При этом глава государства отметил, что дальнейшее экономическое сотрудничество Москвы с участниками проекта «Один пояс, один путь» должно строиться на основе принципов уважения суверенитета, а также при соблюдении прав и законных интересов каждого из государств.

Впрочем, ставку на «политику открытости» делает и сам Китай, который остается крупнейшим торговым партнером России, в том числе и в рамках проекта «Один пояс, один путь». Так, главный посыл председателя КНР Си Цзиньпиня участникам пекинского форума заключался в том, чтобы создать равные и непредвзятые условия для мировых государств и сформировать комфортную правовую рыночную среду.

Прозвучавшие на форуме тезисы дублирует и доклад о перспективах «Пояса и пути», опубликованный агентством «Синьхуа» в преддверии международного форума. «Новый Китай не пытается строить закрытый клуб из избранных государств. Инициатива Пекина не разделяет страны по идеологиям, не стремится к игре с нулевой суммой. Все страны могут присоединиться к инициативе, если они этого желают», - говорится в докладе.

Дело в том, что руководство КНР всерьез обеспокоено темпами снижения экономического роста страны, и инициатива «Один пояс, один путь» необходима Поднебесной в качестве некой «превентивной меры», которая позволит КНР стабилизировать собственную экономику. Москва в этом отношении является для Пекина, пожалуй, наиболее выгодным торговым партнером. Действительно, товарооборот между двумя государствами за последние годы бьёт рекорды – в 2018 году он достиг $118 млрд. В перспективе эту цифру планируется увеличить до $200 млрд.

Расширение российско-китайского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» придаст дополнительный импульс двусторонним торговым связям. В частности, Москва не исключает возможности «стыковки» Северного морского пути с Морским шелковым путем. Новый маршрут свяжет Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой и таким образом откроет новые экономические перспективы перед Москвой и Пекином в частности, и странами-участницами глобального евразийского проекта «Один пояс-один путь» в целом.

Не следует забывать и о «Силе Сибири», строительство которой также осуществляется в рамках проекта. При этом важно подчеркнуть, что трубопровод обеспечит российским газом не только Китай, но и весь Азиатско-Тихоокеанский регион.

Между тем, противники глобальной интеграционной инициативы – в частности, США и их партнеры – уже принялись «метать копья» в сторону Поднебесной, полагая, что Пекин, заручившись поддержкой России, попытается нарастить свою экономическую мощь. Вашингтон и его союзников, безусловно, беспокоят растущие возможности России и Китая. Пожалуй, больше всего  они опасаютсч того, что, Москва и Пекин, объединившись, смогут с легкостью «заткнуть за пояс» Америку, построив новый Шелковый путь и тем самым нанести очередной удар по самолюбию Белого дома.