Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Ямал-СПГ открывает перед Россией новые энергетические горизонты

29.04.2019 18:11

Анастасия Дементьева

На днях из Южной Кореи в российский поселок Сабетта отправился «Николай Евгенов» - новый танкер усиленного ледового класса Arc7, предназначенный для перевозки российского сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ», который реализуется на одноименном российском полуострове. Об этом сообщил финансовый директор концерна «НОВАТЭК», который реализует проект ЯМАЛ СПГ Марк Джетвей.

«Николай Евгенов» - уже 11-ый по счету газовоз, который осуществляет доставку «голубого топлива» в рамках проекта. Кроме него, транспортировкой сырья занимаются «Кристоф де Маржери», «Борис Вилькицкий», «Эдуард Толль», «Федор Литке», «Владимир Русанов», «Рудольф Самойлович», «Владимир Визе», «Георгий Брусилов», «Борис Давыдов» и «Николай Зубов».

Каждый из газовозов уникален: он способен перевозить порядка 172,41 кубометров сырья и пробиваться через почти трехметровые льды, что, в свою очередь, позволяет судам круглогодично курсировать по Северному морскому пути – ключевой транспортной артерии российской Арктики. Более того, танкеры с легкостью выдерживают перепады температур и могут транспортировать СПГ при температуре до -50 градусов Цельсия. Секрет заключается в том, что баки судов - так называемого «мембранного типа» и разработаны известной французской компанией GTT.

«Мы ожидаем, что к концу 2019 года получим оставшиеся пять танкеров ледового класса Arc7 для полной комплектации нашего флота из 15 таких танкеров», — сообщил Марк Джетвей. При этом он отметил, что канадская компания Teekay обещала предоставить Ямалу СПГ газовозы «Владимир Воронин», «Георгий Ушаков» и «Яков Гаккель» 9 августа, 11 октября и 25 ноября. Последний танкер для флота Ямал - СПГ обязался предоставить японо-китайский консорциум Mitsui O.S.K. Lines (MOL) и China COSCO Shipping Corporation Limited, пишет China Daily. При том сообщается, что газовоз будет передан его заказчику и эксплуатанту - греческой судоходной компании Dynacom.

Напомним, что Ямал-СПГ является крупнейшим энергетическим проектом, реализуемом России в Арктике. Он подразумевает строительство завода по сжиженному природному газу на базе Южно-Тамбейского месторождения. В проекте участвуют концерн — НОВАТЭК (50,1% акций), французская Total (20%), китайская CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%). При этом следует признать, что проект Ямал-СПГ стал, пожалуй, самым ярким примером активизации сотрудничества между НОВАТЭКом и Total российско-французского партнерства за последние годы – по самым скромным подсчетам, объем французских инвестиций в проект составил порядка $27 млрд.

В рамках Ямал-СПГ уже построены три технологические линии, мощность каждой из них составляет 5,5 млн тонн. Ведется и строительство четвертой нитки газопровода - мощностью почти в 1 млн. тонн. Как заявил председатель правления и совладелец концерна НОВАТЭК Леонид Михельсон, линию планируется ввести в эксплуатацию в конце20019 – начале 2020 года.

Кроме того, еще в начале апреля он заявил о том, что Россия, в том числе благодаря реализации проекта Ямал-СПГ, планирует занять до 20 % мирового рынка сжиженного природного газа. «Рынок СПГ - один из самых динамичных секторов глобального топливного рынка, - заявил Михельсон. – Спрос на СПГ растет во всем мире. В частности, значительный рост потребления ожидается в Китае, который переходит с угля на газ в качестве топлива. Таким образом, по оценкам экспертов, спрос на СПГ к 2030 году может достичь уже 70 процентов». С главой НОВАТЭКа солидарны и аналитики международной компании HIS Markit. Согласно их прогнозам, мировой спрос на СПГ к 2030 году до 507 млн. тонн.

В свою очередь, международная группа импортеров СПГ(GIIGNL) подсчитала, что в 2018 году Россия поставила на внешний рынок 18,33 млн. тонн СПГ. Из них 12,86 млн. т в год - на азиатский рынок. При этом аналитики отметили, что значительная часть сырья была поставлена с российских арктических месторождений. Они также подчеркнули, что азиатский рынок является для Москвы «инвестиционно привлекательным» в силу «географического расположения».

В исследовании также подчеркивались преимущества транспортировки газа с арктических месторождений по Северному морскому пути, который значительно короче традиционного южного маршрута через Суэцкий канал. Так, перевозка СПГ по СМП занимает всего 19 дней, а через Суэцкий канал – все 35.

При этом необходимо заметить, что полуостров Ямал приковывает внимание иностранных инвесторов не случайно – именно он по праву считается крупнейшей энергетической кладовой России. В настоящее время на балансе региона находится более 130 нефтяных, нефтегазовых, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений. К примеру, в недрах Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения, крупнейшего на Ямале, сокрыто 4,9 триллиона кубометров природного топлива. А суммарные запасы полуострова Гыдан (где реализуется проект Ямал-СПГ) превышают 38 трлн. тонн куб.м.газа.

Естественно, что строительством одного СПГ-завода концерн НОВАТЭК ограничиваться не собирается, и уже в конце этого года приступит к строительству второго. Проект получил название Арктик-СПГ-2.
Завод будет построен на базе Салманского (Утреннего) месторождения, расположенного на полуострове Гыдан. Проект обещает стать еще более масштабным и будет состоять из трех линий, мощность которых составит 19, 8 млн тонн в год (6, 6 млн каждая). Стоимость Арктик СПГ-2 оценивается в более чем $ 35 млрд., а запуск завода запланирован на 2023 год.

Не следует упускать из виду и еще один важный аспект. Успешная реализация Ямал-СПГ, пожалуй, стала одним из самых ярких примеров того, что санкционная политика Вашингтона и его союзников так и не увенчалась успехом. С одной стороны, Ямал-СПГ продемонстрировал стойкость российского бизнеса к «санкционным угрозам» США и их партнеров. С другой – их политическое лицемерие. Примечательно, что именно американцы купили первую партию газа, доставленного с Ямал-СПГ. Затем к ним присоединились британцы, которые также не побрезговали «голубым топливом» из РФ, чтобы согреть замерзающий Бостон. Однако, несмотря на это, они по-прежнему предпочитают «политические дрязги» вместо конструктивного диалога с Москвой.