Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Почему Россия не допускает США в Арктику

21.03.2019 17:16

Руководство Белого дома выражает недовольство по поводу своих нереализованных возможностей в Северном Ледовитом океане. Не так давно командующий ВМС США адмирал Джеймс Фогго заявил, что США «не позволят России и Китаю господствовать в Арктике и контролировать Северный морской путь», в связи с чем будут пересмотрены оперативные планы Пентагона в этом регионе. Ранее госсекретарь США Майк Помпео после переговоров с главой МИД Исландии Гудлаугуром Тором Тордарсоном заявил, что действия России в Арктике «представляют риск для свободолюбивых стран».

В ответ на эти провокации Россия анонсировала новые правила использования иностранными военными и гражданскими судами Северного морского пути. Отныне их экипажам придется уведомлять российские власти о своих планах по проходу за 45 суток и в обязательном порядке брать на борт российских лоцманов. Данные действия сразу же вызвали резкую критику со стороны западных партнеров Кремля.

Однако Россия - не единственное арктическое государство, желающее защитить собственные территории. Так, суверенитет над арктической территорией (архипелаг Шпицберген) в рамках мирной Парижской конференции 1920 года было разрешено установить Норвегии. Она не только объявила архипелаг своей территорией, но и установила статус внутренних вод на прибрежные акватории. Канада в 1985 году объявила своими внутренними водами Северо-Западный проход, расположенный внутри Канадского Арктического архипелага. И никаких отрицательных эмоций ни у одной страны мира это не вызвало.

Кроме того, СМП территориально располагается вблизи морских границ Российской Федерации, а местами даже их нарушает, в связи с чем иностранные суда ни при каких обстоятельствах не смогут пройти по данному маршруту без согласия России на их пропуск через свои суверенные территории. Другими словами, ни одно государство сегодня, включая приарктические, не сможет осуществлять свою деятельность в данном регионе, если России не даст «добро» на использование своей территории для швартовки иностранных судов, обеспечение их средствами связи, а также проведение спасательной операции в случае стихийных бедствий и изменений ледовой обстановки.

Еще одним бесспорным фактом необходимости ограничения и контроля над судоходством по СМП с российской стороны является необходимость сохранения морской среды и обеспечения международной экологической безопасности. То есть, вводя новые правила, Россия руководствуется идеей защиты от загрязнения уникальной транспортной морской артерии. Представьте, что будет с Северным морским путем и его неповторимой флорой и фауной через несколько десятков лет, если все без исключения будут интенсивно его использовать. В этом случае пострадает, в первую очередь, российское побережье.

Таким образом, Россия вполне обоснованно предпринимает активные действия по защите своего суверенитета в арктическом регионе. При этом основной упор делается на сохранение экологического контроля при использовании СМП и обеспечение безопасности судоходства морской трассы.  Что, в свою очередь, при возникновения аварийных ситуаций или ухудшения ледовой обстановки даст возможность командирам кораблей послать сигнал бедствия в ближайшие российские порты или военно-морские базы и получить квалифицированную помощь.