Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

А нам все равно!

24.01.2019 16:23

Анастасия Дементьева

Берлин гудит как встревоженный улей. Причиной тому – «гневные депеши», которые посол США в Германии Ричард Гренелл разослал в конце января руководству Wintershell, Uniper, OMV, Shell и Engie, которые являются деловыми партнерами российского концерна «Газпром» и участвуют в строительстве газопровода «Северный поток-2». В письмах американский дипломат призвал немецких коммерсантов «отказаться от реализации совместного с Россией проекта», который может иметь «серьезные геополитические последствия для европейских союзников и партнеров США». В противном случае Вашингтон будет вынужден принять в их отношении «санкционные меры», предостерег Гренелл.

Кроме того, американский посол убежден, что российские газопроводы строятся в Европе как альтернатива украинскому транзиту. СП-2 представляет угрозу для энергетической безопасности, так как может парализовать транзит «голубого топлива» через Украину, считает Гренелл. По его мнению, после запуска нового газопровода поставки российского сырья в страны ЕС «станут излишними и роль Киева в европейской энергетической цепочке значительно снизится».

Однако Гренелл стремится выдать желаемое за действительное, так как говорить о каких-либо перспективах Киева в энергетической сфере, увы, не приходится из-за крайней степени изношенности газотранспортной системы страны. Причем, ее убыточность признают даже на Украине. «Газотранспортная система балансирует на грани рентабельности при транзите чуть больше 60 миллиардов кубометров газа. Содержать ее в таком виде крайне невыгодно. В случае, если Киев утратит роль газового транзитера, ГТС окажется нерентабельной», - констатирует бывший
пресс-секретарь концерна «Нафтогаз» Валентин Землянский.

В свою очередь, доцент высшей школы РАНХиГС старший научный сотрудник сектора энергетической политики ИЭ РАН Иван Капитонов отмечает, что для полноценного функционирования национальной ГТС Киеву требуется уже порядка $ 9 млрд. «Это сопоставимо со строительством Северного потока-2. Для европейских коллег было бы перспективней и дешевле сделать новую трубу, которая позволит отказаться от издержек по транспортировке из транзитных стран, чем поддерживать устаревшую ГТС». При этом эксперт напомнил, что Москва некоторое время назад готова была вложить собственные средства в модернизацию украинской ГТС, однако Киев отказался от этого предложения, так как по-прежнему «тешит себя иллюзиями о заокеанских хозяевах для ГТС».

Однако эта идея по-прежнему не вызывает одобрения среди политического руководства США. Дело в том ,что американцы пытаются продвинуть на европейский рынок собственный сжиженный природный газ в качестве «наиболее выгодной» энергетической инициативы. По мнению госсекретаря США Майкла Помпео, ЕС «крайне зависим» от российского газа. «Вытеснив Москву с европейского рынка, Вашингтон поможет Брюсселю прочнее стоять на ногах», - считает политик.

Но, похоже, что вместо обещанной выгоды Брюссель ждут одни убытки. Во-первых, дела с добычей СПГ у американцев обстоят, мягко говоря, неважно. Еще несколько лет назад в связи с резким падением цен на углеводороды американские компании-операторы были вынуждены серьезно сократить объемы вложений в сланцевые проекты. В результате бурение нефтяных скважин было практически заморожено. Это коснулось, в том числе, и американского сланца. В результате за последние годы обанкротились как минимум 170 американских газодобывающих и сервисных компаний.

Вторая проблема заключается в том, что американское топливо обойдется европейцам в два раза дороже, чем российский «трубный» аналог: $ 265-295 вместо $ 190 за тысячу кубометров. Дело в том, что в стоимость сжиженного газа включены добыча, сжижение, транспортировка, разжижение и снова транспортировка – уже до непосредственного потребителя. Таким образом, использование американского «сланца» вместо российского газа превращается для Европы в крайне затратное финансовое мероприятие.

Наконец, в Европе практически отсутствует инфраструктура, необходимая для принятия танкеров с СПГ. В этом контексте заявление Президента США Дональда Трампа о намерении США построить в Европе от 9 до 11 морских портов, которые будут принимать газ из США и снабжать им страны ЕС, кажется многообещающим. Однако никаких дальнейших конкретных шагов от Вашингтона так и не последовало.

«Американский СПГ может конкурировать с российским сырьем только с помощью политических мер, пытаясь навязать свою волю Европе. Однако Брюссель более не намерен подчиняться Вашингтону», - подчеркнул эксперт ФБА «Экономика сегодня» Вячеслав Кулагин.

Таким образом, «санкционный шантаж», затеянный Вашингтоном в отношении стран-участниц строительства СП-2 - затея весьма сомнительная. Отказавшись от «крайне невыгодного» российского газа, ЕС не только потеряет огромный рынок сбыта, но и надежного партнера в лице Москвы. Рисковать ради крайне сомнительного американского СПГ европейское бизнес-сообщество не намерено – слишком высоки ставки в этой энергетической игре.