Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Россия не даст разгореться огню войны на Южном Кавказе

26.10.2017 18:44

Несколько дней назад Парламентская ассамблея НАТО приняла резолюцию, в которой призвала Россию вывести военные базы из Абхазии и Южной Осетии. По словам представителей Североатлантического альянса, российское военное присутствие в Закавказье направлено на дестабилизацию ситуации в Грузии.

Следует напомнить, что в настоящее время в Южнокавказском регионе дислоцируются три российских военных базы – в Армении (102 военная база), Абхазии (7 гвардейская военная база) и Южной Осетии (4 военная база).

Между тем нахождение российских военнослужащих в Закавказье объясняется отнюдь не желанием "дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в Грузии". Военное присутствие России на Южном Кавказе обусловлено стремлением обеспечить как собственную безопасность, так и защитить своих стратегических союзников.  

Прежде всего, Москва вынуждена держать на Южном Кавказе три крупных и боеспособных воинских соединения из-за нестабильной ситуации в регионе. Закавказские государства разделены военно-политическими, этническими и религиозными противоречиями. По сути, на южных рубежах России возникла своеобразная "дуга нестабильности", а многие эксперты называют регион "пороховой бочкой". И именно российские военнослужащие мешают "горячим головам" поднести к ней зажженный фитиль.

Говоря о "болевых точках" региона, стоит вспомнить конфликт в Нагорном Карабахе, который длится больше двух десятилетий. Дело в том, что непризнанная республика преимущественно населена этническими армянами, но де-юре входит в состав Азербайджана. И этот факт может послужить "катализатором" для разжигания новой большой войны в регионе.

Именно военнослужащие 102 российской военной базы, дислоцирующейся в армянском Гюмри, не позволяют осуществиться реваншистским мечтаниям отдельных представителей руководства Азербайджана. При этом Россия не допускает попыток силового решения карабахского конфликта и со стороны стратегического союзника – Армении. Москва предельно ясно сформулировала свою позицию: этнополитический конфликт в Нагорном Карабахе может быть урегулирован исключительно дипломатическим путем.

Кроме того, российское военное присутствие в Абхазии и Южной Осетии сдерживает националистов в Тбилиси от очередных попыток вернуть республики в состав Грузии военным путем. История убеждает в том, что ослабление позиции России в Закавказье неизбежно приводит к военным конфликтам. Так, в середине 2000-х годов Кремль, вняв настойчивым требованиям руководства Грузии, санкционировал вывод российских военных баз с территории страны. Однако в Тбилиси приверженность Москвы международному праву расценили по-своему: бывший грузинский лидер Михаил Саакашвили и его окружение восприняли инициативу Кремля как слабость и готовность к дальнейшим уступкам.

Следуя этой логике, Саакашвили решился на преступную агрессию против Южной Осетии. Ранним утром 8 августа 2008 года грузинская армия с помощью реактивной системы залпового огня "Град" нанесла удар по мирно спящему Цхинвалу. Затем на протяжении последующих двух суток в городе шли уличные бои между местными ополченцами и грузинскими карателями. В результате военной авантюры Тбилиси погибли более 200 мирных граждан, а также 72 российских военнослужащих. И если бы Москва не дала жесткий отпор агрессору, грузинские войска были бы оперативно переброшены в Абхазию для "восстановления конституционного порядка".

В дальнейшем, Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Москва, Сухум и Цхинвал заключили соглашения о дружбе и сотрудничестве. Эти договоры служат прочной правовой основой для дислокации российских военных баз на территории закавказских республик.

Позитивную роль российского военного присутствия признают даже американские эксперты.

"В крайне непростых экономических условиях Россия была вынуждена разместить в Армении, Абхазии и Южной Осетии воинские контингенты. Несомненно, положительные итоги этого решения российского руководства перечеркивают отрицательные последствия. Москве удается твердо "держать руку на пульсе" стремительных изменений в политической ситуации на Южном Кавказе и не допускать нового вооруженного конфликта", – отметил американский политолог Кори Вельт.

Таким образом, Россия не только обеспечивает безопасность своих южных границ, но и поддерживает мир и стабильность во всем Закавказском регионе. Решительно пресекая планы воинствующих националистов в столицах южнокавказских государств, Москва не дает разгореться огню новой войны на Южном Кавказе.