Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

"На воре и шапка горит"

16.08.2017 19:07

В последнее время в американских СМИ участились публикации, авторы которых утверждают, что Россия заинтересована в эскалации конфликтов на Южном Кавказе. По мнению военных аналитиков, Москва, одновременно поставляя вооружение Еревану и Баку, искусственно сохраняет напряженность в зоне карабахского конфликта. Эксперты отмечают, что Кремль оказывает также давление на Тбилиси, поддерживая политические режимы в Сухуме и Цхинвале. По их словам, российские власти стремятся всячески препятствовать вступлению Азербайджана и Грузии в военные и экономические союзы западных стран.

Однако американские политологи "деликатно" умалчивают о роли США в политических процессах на Южном Кавказе. Между тем Вашингтон оказывает серьезное влияние на правящие элиты закавказских государств. И многие кровавые события в регионе произошли с подачи Белого дома.

Достаточно сказать, что администрация Джорджа Буша-младшего фактически "благословила" Михаила Саакашвили на военную авантюру в трагические августовские дни 2008 года. При этом военная агрессия, развязанная прежним лидером страны, дорого обошлась грузинскому народу. Под разрыв артиллерийских снарядов в мирно спящем Цхинвале Грузия прекратила свое существование как единое государство.

Кроме того, США не случайно "самоустранились" от посреднической роли в урегулировании карабахского кризиса. Ведь тлеющий конфликт позволяет Белому дому играть на противоречиях Еревана и Баку, заставляя последних искать в лице Вашингтона надежного покровителя.

В то же время Москва, следуя нормам международного права и общечеловеческим ценностям, зачастую "наступает на горло" собственным геополитическим интересам. Так, российские власти до последнего стремились сохранить Абхазию и Южную Осетию в составе Грузии. При этом Кремль подвергал серьезному риску стабильность на Северном Кавказе. Жители Северной Осетии могли крайне резко отреагировать на игнорирование Москвой интересов их южных братьев. Более того, Россия не отвергает идею об объединении абхазов, грузин и осетин в одно государство, но лишь с одной оговоркой: решение должно быть принято этими народами, а не по указке иностранных эмиссаров.

Не стоит забывать и о личной роли президента России Владимира Путина в урегулировании вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе в апреле прошлого года. Решительность российского лидера, настоявшего на безотлагательных переговорах между президентами Азербайджана и Армении Ильхамом Алиевым и Сержем Саргсяном, спасла жизнь сотням мирных граждан.

Ко всему прочему, Москва проводит эффективную и мудрую политику на Южнокавказском направлении. Кремль не оказывает давление на Баку и Ереван, а предпочитает поддерживать баланс сил в регионе продуманными действиями. Поставляя оружие одновременно двум странам, Россия уменьшает вероятность полномасштабного конфликта между ними. Баку и Ереван не готовы превратить Нагорный Карабах в поле битвы, опасаясь получения "неприемлемого ущерба".

Что касается возможного участия закавказских стран в западных военных и экономических союзах, то Москва никогда не препятствовала подобному развитию событий. Российские дипломаты всегда призывали к открытому и честному диалогу. Кремль готов "довольствоваться" юридически закрепленными гарантиями того, что НАТО не будет использовать военную инфраструктуру новых членов против России. Однако Вашингтон упорно отказывается взять на себя подобные обязательства, что не может не вызывать обоснованных опасений со стороны Москвы.

Складывается парадоксальная ситуация, при которой американские политологи обвиняют Москву в ошибках, совершенных их собственной администрацией. Однако подобные парадоксы давно уже никого не удивляют, а лишь заставляют поразиться цинизму отдельных представителей "экспертного сообщества" США.