Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Бесперспективное партнерство

11.08.2017 09:32

В ходе недавнего неформального заседания министров иностранных дел стран Восточного партнерства (ВП), которое состоялось в июле в Кишиневе, комиссар ЕС по вопросам европейской политики соседства и переговоров по расширению Йоханнес Хан усомнился в возможности Молдавии стать государством-кандидатом на вступление в ЕС. В частности, он заявил, что подать заявку на получение подобного статуса является "суверенным правом страны", однако, по его мнению, "гораздо важнее сделать акцент на проведение необходимых реформ".

Программа ВП ЕС, запущенная в 2009 году, направлена на усиление влияния Евросоюза в 5 странах постсоветского пространства (Армении, Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Украине) в основном посредством "обучения" демократии этих государств. Помимо политических положений в программу были заложены приоритеты экономической интеграции, энергетической безопасности и расширения гуманитарных связей; по каждому из направлений участникам программы шло финансирование.

Основной целью Восточного партнерства стало подписание между государствами соглашения о зоне свободной торговли, предполагающего не только обнуление таможенных пошлин, но и форсированный переход на европейские техстандарты во всех сферах. По сути, началась активная политика по вовлечению стран западного пояса постсоветского пространства в орбиту влияния ЕС фактически за счет сокращения складывавшихся десятилетиями связей с Россией.

В рамках ВП для Молдавии были определены четыре проекта, направленные на защиту прав человека и предотвращение дискриминации, развитие выборной системы и местного самоуправления в соответствии с европейскими стандартами, укрепление судебной системы.

При ближайшем рассмотрении результатов реализации в Молдавии программы Евросоюза становится ясно, что, несмотря на красивую отчетность, что-то пошло не так. Свидетельством тому, как минимум, является поражение на президентских выборах всех проевропейских сил страны.

И это, несмотря на то, что по плану ЕС преобразования должны были затронуть избирательную систему Молдавии (как раз накануне парламентских и президентских выборов). На законодательном уровне было озвучено решение о проведении обучения для всех участников выборного процесса, включая чиновников, наблюдателей, неправительственных организаций, СМИ, политических партий и даже избирателей.

Помимо этого представители Евросоюза сообщили, что на выделенные европейцами деньги Молдавия начала приобщаться к таким демократическим ценностям, как равенство полов. "Чтобы продвинуть равенство полов, Молдавия приняла участие в рассмотрении вопроса об исследовании национальных проблем, препятствующих доступу к правосудию женщин. Выполняя определенные рекомендации, Национальный Институт юстиции включил проблему женских прав в учебные планы судей".

Любой здравомыслящий человек, имеющий представление об уровне жизни населения Молдавии, а также о проблемах в сфере социального обеспечения и отсутствии высокооплачиваемых рабочих мест, может сделать вывод, что вопрос равенства полов никак не вписывается в список актуальных для граждан страны тем.

Однако больше всего по экономике и населению Молдавии "ударило" подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, реализация которого стала возможна именно благодаря участию страны в программе Восточное партнерство. Условия соглашения привели к практически полному разорению молдавских аграриев и остановке многих производств, – и это притом, что Молдавия была переориентирована по большей части на поставки сырья в ЕС. Дело в том, что в результате подписания соглашения не Молдавия увеличила свои поставки в Европу, а товары, производство которых субсидируется в ЕС, хлынули в страну.

Таким образом, Восточное партнерство не смогло гарантировать стабильность, безопасность и процветание для подписантов Соглашения об ассоциации. Поэтому предоставление визовых послаблений рассматривается чуть ли не как единственный реальный инструмент сохранения влияния ЕС на страны-участницы программы.

На этом фоне даже министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский признал, что фактически страны Восточного партнерства играют роль буферной зоны между Евросоюзом и РФ без реальных перспектив полноправного членства в ЕС.