Безопасность Центральной Азии - общее дело России и ее союзников
29.06.2017 18:40
Ситуация в Центральной Азии в последние годы характеризуется растущими рисками и явно выраженной турбулентностью. Общая напряженная обстановка в регионе осложнятся увеличением влияния ближневосточных конфликтов, в частности через механизм вербовки боевиков для участия в сирийском конфликте. Получив боевой опыт, они возвращаются на родину, где продолжают деструктивную деятельность.
На этом фоне сокращение и постепенный вывод военного контингента международной коалиции из Афганистана несет за собой угрозу дестабилизации всего региона. Кабульское правительство практически утратило контроль над северной частью страны, нарастает кризис власти и обостряются противоречия между ключевыми афганскими группировками. Эти факторы в итоге могут привести к распространению терроризма и радикализма на соседние страны и это не может не беспокоить находящиеся по соседству с Афганистаном страны.
Выступая на недавнем брифинге двух комитетов Совета Безопасности ООН, руководитель Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ Андрей Новиков заявил, что террористическая группировка "Исламское государство" (запрещенная на территории РФ организация) стремится перенести активность в Афганистан, переподчинив себе часть "Талибана" (запрещенная на территории РФ организация), и приблизиться к границам СНГ.
"Сегодня обстановка в центральноазиатских государствах СНГ складывается под влиянием роста террористических угроз в афгано-пакистанской зоне и быстро меняющейся ситуации в сирийско-иракской зоне. Фактически из регионов боевых действий в страны Центральной Азии экспортируется новая модель террористической и экстремистской активности", – добавил Новиков.
При этом глава АТЦ отметил, что если сфера интересов "Талибана" ограничивалась лишь территорией Афганистана, то ИГ заявило об амбициях по созданию халифата с выходом на территории государств СНГ.
Как резюмирует по этому поводу посол России в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов, "самый благоприятный сценарий предполагает, что нынешняя власть сохраняется лишь в Кабуле и большинстве провинциальных центров. Есть и менее благоприятные, которые предполагают, что может начаться полномасштабная гражданская война, которая будет угрожать целостности афганского государства, а также безопасности стран Центральной Азии. Соответственно, и безопасности России. Поэтому надо готовиться".
В связи с этим Россия, интересы которой в ЦА продиктованы в первую очередь вопросами безопасности, стремится помочь центральноазиатским государствам предотвратить риски и обеспечить региональную стабильность.
В рамках Организации Договора о коллективной безопасности РФ несет прямую ответственность за защиту своих союзников от внешних угроз и обеспечение их территориальной целостности и суверенитета. Не стоит забывать, что Москва всегда принимала участие в решении базовых вопросов безопасности стран региона. Даже в тяжелые для экономики, общества и вооруженных сил 1990-е годы Москва внесла весомый вклад в урегулирование гражданского противостояния в Таджикистане. Кроме того, до середины 2000-х годов российские пограничники обороняли южные границы Таджикистана от проникновения туда религиозных радикалов. Уже наши дни южный фланг ОДКБ прикрывает российская 201-я военная база, которая в случае обострения ситуации на афганской границе выступит надежным оплотом обороны не только для Таджикистана, но и для всей Центральной Азии.
В этом ключе центральноазиатский регион приобретает для России особый статус в области борьбы с международным терроризмом. В первую очередь это связано с тем, что Россия обладает протяженной границей с ЦАР, которую практически беспрепятственно могут пересекать граждане центральноазиатских республик. Другим немаловажным фактором является наличие значительной русскоязычной диаспоры и граждан РФ в странах региона. В связи с этим защита не только союзников по ОДКБ, но и своих граждан от потенциальных угроз становится приоритетной задачей для России на центральноазиатском направлении.
Эффективными мерами со стороны России в этом направлении могли бы стать мероприятия по укреплению границ, создание "поясов безопасности", а также помощь в модернизации вооруженных сил Таджикистана, Киргизии и Казахстана и развитие двустороннего сотрудничества по вопросам обеспечения безопасности с Узбекистаном и Туркменией. Весомым фактором в борьбе с терроризмом могут послужить Коллективные силы быстрого реагирования ОДКБ.
Кроме того, все более актуальным становится расширение взаимодействия ОДКБ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в противодействии исходящим из Афганистана взаимосвязанным вызовам безопасности, таким как религиозный экстремизм, сепаратизм, терроризм и наркоторговля. Здесь перспективным выглядит участие Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС в совместных операциях с ОДКБ, таких как "Канал" (антинаркотическая) и "Прокси" (противодействие экстремизму в информационной сфере, прежде всего в сети Интернет), а также реализация инициативы президента России о создании на базе РАТС Центра по противодействию угрозам и вызовам безопасности участникам ШОС.

