Россия – "человек с ружьем", охраняющий мир на Южном Кавказе
24.05.2017 18:40
Правительство Грузии утвердило Концепцию стратегического оборонного анализа. В ней говорится, что российское военное присутствие в Закавказье – источник угрозы не только для Грузии, но и для всего Южнокавказского региона.
В настоящее время в Закавказье расположены три российских военных базы – в Армении (102 военная база), Абхазии (7 гвардейская военная база) и Южной Осетии (4 военная база). Российское военное присутствие на Южном Кавказе обусловлено целым рядом причин.
Прежде всего, нестабильная ситуация в регионе заставляет российское руководство укреплять военно-политические позиции России в Закавказье. Страны Южного Кавказа разделяют этнополитические, конфессиональные, культурно-цивилизационные противоречия. Поэтому во многом сравнение региона с "пороховой бочкой", готовой взорваться в любой момент, справедливо.
Нагорно-Карабахский конфликт остается одной из "болевых точек" Южнокавказского региона на протяжении последних двух десятилетий. Периоды "затишья" сменяются эскалацией напряженности и открытым вооруженным противоборством. В этих условиях российская 102 военная база, расположенная в Гюмри, сдерживает "военно-реваншистские" настроения среди отдельных представителей политического истеблишмента Азербайджана. Вместе с тем Россия посылает четкие и недвусмысленные сигналы не только Баку, но и Еревану, что урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта возможно исключительно мирным путем. Москва справедливо полагает, что военное присутствие в Армении гарантирует невозможность перерастания Нагорно-Карабахского конфликта в широкомасштабное военное столкновение.
Кроме того, российские военные базы в Закавказье служат "надежным щитом", защищающим регион от негативных последствий международного терроризма и исламского фундаментализма. На протяжении последних нескольких лет Ближний Восток охвачен "огнем войны" с террористическими организациями, среди которых, ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра, коалиция "Исламский фронт", "Джунуд аш-Шам", "Ансар ад-Дин" (террористические организации, запрещенные в России). Географически Южный Кавказ расположен в непосредственной близости от зоны активных боев на границах Турции, Ирака и Сирии.
По мнению азербайджанского политолога Тофика Аббасова, террористы любыми способами находят транзитные коридоры и направляют своих курьеров в разные точки мира для привлечения в своих ряды новых людей. Уместно предположить, что близлежащее Закавказье станет "лакомым куском" для террористических организаций.
Президент Научного общества кавказоведов, эксперт ИМЭМО РАН Александр Крылов полагает, что серьезная угроза исходит из Панкисского ущелья в Грузии, где расположен военный лагерь ИГИЛ и проходят подготовку новобранцы. Кроме того, "уроженцы Панкисского ущелья, воюющие в рядах "Исламского государства" в Ираке и Сирии, имеют связи с местным населением и вооруженным подпольем", – отметил политолог.
Очевидно, Россия прилагает колоссальные усилия, чтобы остановить "ползучую оккупацию" террористами не только новых территорий, но и умов людей. В связи с этим, российское военное присутствие на Южном Кавказе – это надежный форпост для противодействия террористической угрозе.
Российские военные базы в Абхазии и Южной Осетии обеспечивают мир для граждан республик. Многие "горячие головы" в Тбилиси стремятся силовым путем вернуть эти территории в состав Грузии. Однако фактор военного присутствия России удерживает грузинских воинствующих политиков от необдуманных действий.
Кроме того, печальный исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что ослабление военных позиций Москвы в Закавказье неизбежно ведет к эскалации напряженности. В начале 2000-х годов Россия, уважая суверенитет Грузии, согласилась вывести военные базы из Ахалкалаки, Батуми, Вазиани и Гудаути. Полный вывод войск и техники с территории Грузии завершился к ноябрю 2007 года. Многие эксперты указывали на поспешность этих действий. Последующие события лишь подтвердили худшие опасения. Тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили и его окружение расценили подобные шаги России как слабость. В августе 2008 года режим Саакашвили решился на преступную авантюру, развязав войну против Южной Осетии. Российские миротворцы, находящиеся в Цхинвали, также подверглись вероломному нападению. "Пятидневная война" августа 2008 года привела к гибели сотен людей. Доподлинно известно, что в случае успеха в Южной Осетии, грузинские войска планировалось перебросить в Абхазию – для наведения "конституционного порядка". Лишь героизм осетин и абхазцев, а также жесткие шаги России посредством военной силы склонившей правительство Саакашвили к миру, предотвратили более масштабную катастрофу.
Признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии 26 августа 2008 года выглядело единственно возможной мерой для обеспечения мира в этих республиках. Кремль осознал тщетность своих стремлений урегулировать грузино-абхазский и грузино-югоосетинский конфликты с сохранением Абхазии и Южной Осетии в составе Грузии. В сентябре 2008 года между Россией, Абхазией и Южной Осетии были заключены договоры о дружбе и сотрудничестве. Эти соглашения стали правовой основой для дислокации российских военных баз на территории закавказских республик. В дальнейшем грузинские "ястребы" воздерживались от "мер устрашения" абхазов и осетин, явно не желая испытывать терпение "русского медведя".
Таким образом, российское военное присутствие на Южном Кавказе обеспечивает стабильное развитие и безопасность в регионе. Безусловно, Москва заинтересована в поддержании мира на своих южных рубежах. Вместе с тем наличие российских военных баз отвечает интересам граждан всех государств Закавказья, в том числе и Грузии. Несмотря на политические разногласия и идеологические предрассудки, сложно представить людей, мечтающих, чтобы Южный Кавказ оказался в руках исламских фундаменталистов и воинствующих радикалов. Мирная жизнь в Закавказье – заслуга российских солдат, мужественно и самоотверженно исполняющих свой долг.

