Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Арктический спор

25.08.2016 18:15

Вице-президент США Джозеф Байден и премьер-министр Канады Джастин Трюдо 20 августа в ходе телефонного разговора обсудили взаимодействие Вашингтона и Оттавы в НАТО и других международных вопросах.

Темой переговоров стало "углубляющееся взаимодействие сторон по ряду глобальных вопросов". В частности, "приверженность сильному и эффективному НАТО".

Байден также приветствовал участие Оттавы в решении глобальных проблем и высказался за сохранение сильных и динамичных отношений между двумя странами.

Между тем, у Канады имеются нерешенные разногласия с США по целому ряду территориальных вопросов, существенно осложняющие отношения двух стран. Наиболее острый из них - спор о принадлежности Северо-западного прохода. С 1973 года Канада претендует на этот стратегически важный судоходный морской путь из Атлантики в море Бофорта и далее в Тихий океан. В настоящее время, в связи с ускоряющимся таянием арктических льдов, вопрос приобрел особую актуальность.

США, проявляющие активный интерес к этому транспортному коридору, утверждают, что на него распространяется право международного пролива, открытого для свободного плавания, т.к. он подпадает под определение: водный путь, соединяющий друг с другом участки открытого моря или же эксклюзивные экономические зоны.

В том случае, если данный проход благодаря техническому прогрессу или таянию льдов станет судоходным, Канаде будет труднее утверждать, что он не является международным. Велика вероятность, что в конечном счете, она будет вынуждена пойти на уступки – согласиться на регулирование режима прохода совместно со своими союзниками.

Вопрос сохранения суверенитета над частью своих Арктических территорий, а также о возможном расширении своей зоны влияния за пределы 200 мильной экономической зоны за счет Арктического шельфа является достаточно острым для Оттавы.

По мнению российских экспертов, притязания Канады на спорные территории подкрепляются комплексом юридических оснований: теорией арктических секторов, теорией прилегания, теорией отождествления льдов и земель, обязанностью защитить интересы коренного населения и окружающую среду, а так же тем, насколько долго страна контролирует эти территории.

В Канаде создан эффективный юридический механизм в целях регулирования судоходства по Северо-западному проходу. Объективно позиция Оттавы выглядит убедительной, отвечающей современному международному праву.

Даже если Канада получит экономическую выгоду от установления контроля над Северо-западным проходом и формальное право не допускать туда иностранные корабли, это будет отвечать интересам всего мирового сообщества. Оттава будет обязана обеспечивать военную, техническую, экологическую защиту, а также транспортную безопасность этого морского пути и эксплуатации его ресурсов, которые другие страны смогут у нее закупать. Однако, учитывая ее слабый военный потенциал, она не в состоянии его контролировать без "помощи" США.

Помимо разногласий с США у Канады есть территориальные споры с Данией. Оттава претендует на маленький остров Ганса, расположенный между Гренландией и канадским островом Элсмир. От решения данного вопроса зависит, кто в будущем получит выгоду от изменения границ.

В 1933 году Постоянная палата международного правосудия вынесла решение по вопросу картирования острова в пользу Дании. Однако после того, как распущенную Палату правосудия в 1946 году заменили Международным судом ООН, об этом решении забыли.

В 1972-73 гг. Канада и Дания договорились о демаркации морских границ в Арктике, при этом статус острова Ганса так и остался нерешенным. Морские границы установили непосредственно к северу и к югу от острова, но не затронули сам остров.

В 2012 году Канада и Дания завершили переговоры по разведке нефти и промысловых правах в море Баффина. Однако статус области вокруг острова не был юридически определен. Тогда Канада предложила поделить остров Ганса пополам, но датчане идею не поддержали.

Исход этих территориальных споров решит не международное право, а военная мощь заинтересованных сторон. Этот факт признается и в самом международном законодательстве, где "правовой титул" страны на ту или иную территорию зависит от ее способности контролировать эту зону.