Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Политические маневры Мило Джукановича

24.01.2016 20:55

Петр Искандеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Намеченное на 25 января в Скупщине Черногории голосование вотума доверия правительству Мило Джукановича пока еще не подтверждено официально. В повестке дня парламента данный единственный на первую половину дня пункт обозначен обтекаемо: "Рассмотрение требования о голосовании доверия правительству Черногории". Согласно имеющейся информации из черногорских источников, подобная формулировка теоретически позволяет правящей коалиции в последний момент отклонить вышеуказанное требование и таким образом снять вопрос с обсуждения.

Тем не менее, сам факт постановки вопроса о вотуме доверия черногорскому правительству весьма показателен и определяется совокупностью факторов – тем более, что само предстоящее заседание отнесено к "первой внеочередной сессии" Скупщины 2016 года.

Прежде всего, следует отметить, что голосование по вопросу об отставке правительства находится в русле аналогичных по сути внутриполитических процессов, происходящих в настоящее время в соседних балканских странах. Парламент Македонии на заседании 18 января принял отставку премьер-министра Николы Груевского и вслед за этим объявил о собственном самороспуске. Досрочные выборы в парламент назначены на 24 апреля. При этом характерно, что, хотя механизм отставки правительства был прописан еще в межпартийном соглашении о выходе из внутриполитического кризиса, подписанном македонскими политиками в июле 2015 года при посредничестве Европейского союза, оппозиция во главе с Социал-демократическим союзом уже пообещала бойкотировать предстоящие выборы, увидев в них стремление Груевского разыграть политическую комбинацию с целью сохранить власть за правящей партией.

О проведении досрочных парламентских выборов (ориентировочно опять-таки в апреле) было объявлено на днях и в Сербии. Премьер-министр Александар Вучич обосновал данный шаг тем, что страна нуждается "еще в четырех годах стабильности" для того, чтобы подготовиться к вступлению в Европейский союз. В данном случае правящая коалиция стремится использовать благоприятные для себя прогнозы социологических служб (отдающие правящей Сербской прогрессивной партии около 50% голосов на предстоящих выборах). Это делается для того, чтобы, ссылаясь на мнение избирателей, более жестко проводить евроинтеграционный курс и, в частности, получить возможность не проводить референдум о вступлении Сербии в ЕС, поскольку против данной идеи однозначно выступают порядка 40% сербских избирателей.

Аналогичные расчеты присутствуют и в действиях черногорских властей. Но здесь есть и своя специфика. Не стихающие последние месяцы общественные протесты против откровенно прозападного курса кабинета Мило Джукановича и, в особенности, против вступления Черногории в НАТО заставили власти задуматься о политическом маневрировании. При этом проведение референдума о приоритетах внешней политики представляется для черногорских властей еще более опасным шагом, чем для их сербских коллег. По данным социологических исследований, против вступления Черногории в Североатлантический альянс готовы проголосовать не менее 43-45% участников возможного плебисцита. В то же время, по свидетельству многочисленных интернет опросов, эта цифра возрастает до 73%.

При этом в стране активно разворачивается кампания по сбору подписей под требованием о проведении референдума об интеграции страны в НАТО. Как подчеркивает лидер Социалистической народной партии (СНП) Срджан Милич, конституция Черногории предполагает четыре механизма назначения референдума: по инициативе президента, по инициативе правительства, по инициативе 25 депутатов Скупщины (парламента) Черногории или по требованию 10% зарегистрированных избирателей, что на момент начала акции составило 52 тысячи 806 человек. "Уже сейчас можно сказать, глядя на энтузиазм граждан, что перевыполним это условие и наша инициатива будет безоговорочно поддержана в Черногории", - уверен Милич, по свидетельству которого с начала акции 29 декабря уже собрано "несколько десятков тысяч подписей в 27 офисах СНП по всей Черногории". Ссылаясь на внутрипартийное соглашение, инициаторы акции отказываются обнародовать точное число собранных подписей до окончания кампании. Однако, по имеющимся данным, за проведение референдума уже собрано не менее 55 тысяч подписей.

В этих условиях перенос решения данного вопроса в стены парламента либо в формат досрочных выборов позволит властям удержать инициативу в своих руках с тем, чтобы максимально задействовать административный ресурс. Оппозиционный "Демократический фронт" еще в октябре 2015 года выдвинул лозунг отставки правительства и проведения досрочных выборов, и теперь правительство, выдержав удобную для себя паузу и дождавшись в декабре от руководства НАТО официального приглашения Черногории вступить в альянс, формально делает шаг навстречу оппозиции. При этом оно сохраняет в своих руках инициативу и возможность варьировать свои действия в зависимости от результатов голосования 25 января.

Если Мило Джуканович получит вотум доверия, то это даст ему возможность жестко реагировать на акции оппозиции, ссылаясь опять-таки на волю депутатского корпуса. Кроме того, это позволит Мило Джукановичу более активно разыгрывать "антироссийскую" карту в русле тех заявлений, которые он уже озвучивал осенью 2015 года – о том, что "Россия вместе с сербскими националистами участвует в организации антиправительственных выступлений, направленных на смену власти в Черногории". Если нет – отставка правительства, роспуск парламента и досрочные выборы.