Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Слепота Бишкека, не замечающего "прихожую фундаментализма"

07.10.2015 18:01

Современная Киргизия кардинально отличается от своих соседей по Евразийскому экономическому союзу. Это - единственная страна ЕАЭС, где за 24 года независимого развития несколько раз происходила вооруженная смена власти. И это же - единственное государство региона, власти которого открыто поддерживают "Таблиги Джамаат", организацию, признанную экстремистской как соседями по региону, так и странами, входящими в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

На первый взгляд, "Таблиги Джамаат", имеет вполне благообразный, мирный образ. Публично ее адепты декларируют свою аполитичность, стараясь не участвовать в общественно-политической жизни региона, где они осуществляют свою миссионерскую деятельность. На самом же деле их политические амбиции велики. Цель этой организации - установление повсеместного господства радикальной и бескомпромиссной формы ислама.

Но как возникла эта организация? Движение "Таблиги Джамаат" появилось на свет около 90 лет назад, в Индии колониальных британских времен. Организация, созданная мусульманским богословом Мауланом Мухаммадом Ильясом, противостояла миссионерскому засилью со стороны индуистских организаций, пытавшихся вернуть индийских мусульман в лоно индуизма. Мухаммад Ильяс решил противостоять этому процессу путем доведения до них исламского учения. Собственно, именно в этом и заключалась первоначальная цель "Таблиги Джамаат": не допустить перехода мусульман в другие религии.

Организация провозгласила лозунгом очень ясную вещь, сформулированную самим ее основателем: "Мусульмане, будьте мусульманами!" Адепты движения активно проповедовали возвращение к духовным основам ислама. При этом никаких радикальных идей - призыва к исламскому сепаратизму, джихаду, возрождению халифата - не ставилось.

Со временем движение "Таблиги Джамаат" плавно переросло границы родного государства и расползлось по всем территориям, населенным мусульманскими народами, охватив в том числе и Центральноазиатский регион. Сегодня миссионеры "Таблиги Джамаат", проповедуя "чистоту ислама", работают со всеми слоями населения, вне зависимости от социального и материального положения. Цель секты - установление повсеместного господства радикальной и бескомпромиссной формы ислама.

Внешне таблиговцы декларируют свою аполитичность, стараясь не участвовать в общественно-политической жизни региона, где они осуществляют свою миссионерскую деятельность. Однако на самом деле у них есть значительные политические амбиции. Одно из важных мест в их учении уделяется джихаду, который трактуется как джихад би-с-саиф ("джихад меча").

Именно среди последователей этого течения чаще всего вербуются исполнители экстремистских акций и террористических актов по всему миру. В Пакистане, Индии и Афганистане таблиговцы вовлечены в прямое спонсорство террористическим группировкам, в том числе представляющим и другие радикальные течения Ислама. Не вызывает сомнения и то, что "Джамаат Таблиг" используется в качестве прикрытия для подготовки террористических актов. По оценкам французских исследователей (Ксавье Тернисин), до 80% исламских экстремистов вышли из рядов "Таблиги Джамаат", что позволяет говорить об организации как о "прихожей фундаментализма".

Примечательно, что в своей проповеднической деятельности члены "Таблиги Джамаат" вовсе не руководствуются глубоким знанием ислама, да и не призывают к постижению его основ свою паству. Религиозность должна, по их мнению, базироваться на шести принципах исламского благочестия: принятия Аллаха единственным божеством, а Мухаммада - его посланником, совершение пятикратного намаза, частое поминание Аллаха, уважение к братьям по вере, совершение поступков "ради довольства Аллаха" и участие в призыве к Исламу других.

Такая ограниченная форма религиозности должна, по мнению миссионеров, "привлечь заблудших в лоно" и максимально расширить число сторонников. Последний пункт благочестия предполагает "сетевой способ" распространения движения. Именно руководствуясь им, как считается, адепты активно совершают проповеди в местах, где живут сами, а также выезжают с этой целью в другие города и страны.

Юридически эта организация как бы и не существует: нет устава, программы, ни в одной стране, где работают миссионеры, "Джамаат Таблиг" официально не зарегистрирован. И, тем не менее, десятки молодых киргизов выезжают на обучение по линии таблиговцев в Пакистан, Индию и Бангладеш. Более того, в Бангладеш около 200 граждан Киргизии учатся в медресе, принадлежащей таблиговцам. Некоторые учащиеся попадают туда в возрасте 10-15 лет.

Все было бы не так страшно, если бы сторонники таблиговцев со временем не превращались в радикальных экстремистов. Вспоминая кровавую "тюльпановую революцию" в Бишкеке, произошедшую в апреле 2010 года, ряд экспертов отмечает роль таблиговцев в этих трагических событиях. Пополнение радикальных течений происходит именно за счет сторонников "Таблиги Джамаат", у которых отсутствуют глубокие познания ислама, полагают аналитики.

Дело в том, что, не приобщая людей к основам исламского учения, таблиговцы делают упор на психологическую обработку их душ, призывая к "высокому энтузиазму", с которым человек и погружается в активную общественную деятельность. Такие энтузиасты потом легко попадают под "обработку" матерых радикалов и экстремистов.

Поскольку "рядовым" запрещено осуществлять трактовки религии, внедряться в область теологии и философии, они слепо следуют в фарватере, заданном "просвещенными" кураторами. Но и сами проповедники "Таблиги Джамаат" - по причине отсутствия достаточных знаний исламского учения - не могут ответить на трудные мировоззренческие и религиозные вопросы и тем более оппонировать более подкованным в них проповедникам радикальных движений. Например, "Хизб-ут-Тахрировцам" и им подобным.

Удивительно, но эта бомба замедленного действия не только не осуждается Духовным управлением мусульман Киргизии, но даже пользуется его полной поддержкой. Киргизские спецслужбы уже обвинили ДУМК в сговоре с движением "Таблиги Джамаат" для продвижения программы по обучению киргизских детей в духовных центрах таблиговцев, существующих в разных мусульманских странах. В результате идеи "Таблиги Джамаат" распространяются по стране со скоростью вируса. И эксперты всерьез опасаются, что еще через пару лет лидеры таблиговцев будут говорить от лица всех мусульман Киргизии.

Недоумение вызывает то, что именно ДУМК активно противодействует объявлению деятельности "Таблиги Джамаат" на территории Киргизии незаконной. Видимо, сегодня таблиговцы проникли не только во все духовные, но и в политические сферы страны. Встретить сторонника учения таблиговцев можно не только на улице (их можно отличить по специфической одежде пакистанцев - коротким штанам), но и в высоких кабинетах Бишкека. Все это чревато активным распространением и в правящей элите идей радикализма, ставящего целью построение "идеального" исламского государства.

Как может выглядеть сценарий построения такого государства, предсказать несложно - достаточно были увидеть кадры новостных программ из Сирии, где радикалы Исламского государства публично отрезают головы любым "неправильным" мусульманам. А не мусульманам - тем более.

Исламское движение Узбекистана уже объявило о присоединении к ДАИШ (арабская аббревиатура т.н. ИГИЛ) И сегодня, ИДУ уже активизировало вербовку и тренировку боевиков в приграничных районах Пакистана и Афганистана. Нет никакой гарантии, что среди "проповедников" "Таблиги Джамаат" нет агентов ИДУ и ДАИШ, призывающих уже не только мирно молиться, но строить халифат.

Еще год тому назад начальник Генштаба ВС Киргизии Асанбек Алымкожоев отмечал, что ДАИШ - одна из главных угроз для Киргизии. И не исключено, что наша страна может столкнуться с дестабилизацией на такой религиозно-политической почве.

По мнению экспертов-теологов, если сегодня не запретить деятельность "Таблиги Джамаат" внутри страны, то завтра киргизы могут столкнуться с армией идеологически подготовленных к джихаду сограждан. Ведь таблиговцы в своем учении отвергают нововведения или инакомыслия в религии, что делает их схожими с террористическим течением - вахабизмом. А само учение становится практически неотделимым от идеологии джихадистов, т.е. сторонников ДАИШ.

На этом фоне возникает тревожный, судьбоносный для Киргизской Республики вопрос: кто в верхних эшелонах Духовного управления и в политических кабинетах стоит за "Таблиги Джамаат"? Кто хочет привести страну к хаосу, по аналогии с Сирией?

Киргизия - светское государство, признанное во всем мире. Неужели власти хотят опустить страну до уровня "средневекового ханства", повергнув людей в очередную бессмысленную войну за собственные интересы? В конце концов, соседние государства уже давно разглядели за идеями "простой проповеди" угрозу национальной безопасности своих стран. Неужели Бишкеку недостаточно их примера?