Симметричный ответ на ПРО США
28.08.2015 16:24
"Алмаз-Антей" начал испытания изделий для перспективных комплексов перехвата. Как заявил ранее генеральный конструктор концерна Павел Созинов, российские военные вскоре получат аналог американского комплекса THAAD, способного перехватывать баллистические ракеты средней дальности и, в ограниченном масштабе, боеголовки межконтинентальных баллистических ракет. Кроме того, по словам Созинова, в ближайшей перспективе Вооруженные силы РФ должны получить и мобильный аналог американского комплекса GMD, разработанного для перехвата межконтинентальных ракет.
Созинов сообщил также, что Россия разрабатывает аналоги американских систем противоракетной обороны THAAD и GMD. При этом было отмечено, что требования к системам существенно выше, чем у американцев, а аналог GMD будет мобильным, в отличие от заокеанского образца.
Проанализировав возможности американских систем, а также обратив внимание на некоторые российские перспективные проекты, можно сделать некоторые выводы.
THAAD — мобильный комплекс противоракетной обороны, обеспечивающий кинетический, заатмосферный перехват баллистических ракет средней дальности (с максимальной дальностью пуска до 3500 км). На боевое дежурство THAAD встал в 2008 году. Заявлено, что комплекс способен перехватывать баллистические ракеты на расстояниях до 200 км и при высотах до 150 км. Цели обнаруживаются радиолокатором комплекса в радиусе до 1000 км. Поражение осуществляется прямым попаданием боевой части весом 90 кг, наводящейся на цель благодаря чувствительным инфракрасным датчикам.
Скорость полёта противоракеты достигает 3 км/с (около 11 М), поэтому энергия столкновения с целью огромна, вследствие чего ракета противника полностью уничтожается. Это и называется принципом кинетического перехвата.
Из последних 14 испытаний THAAD в условиях, приближенных к боевым, 11 были успешными, а 3 сорвались из-за неисправностей в ракетах-мишенях. Результат впечатляющий, однако не стоит забывать, что перехватывались имитаторы ракет Р-17 SCUD, которые были приняты на вооружение СССР в 1962 году и уже устарели. Никаких свидетельств того, что этот комплекс способен перехватывать ракеты, обладающие средствами преодоления ПРО, нет. Испытания не проводились в условиях применения радиоэлектронной борьбы и использования ракет со сниженной радиолокационной заметностью (стелс). И совершенно точно можно сказать, что система не способна к перехвату целей, осуществляющих манёвры (даже в официальных характеристиках указывается возможность перехвата целей лишь с нормальной баллистической траекторией), таких как российские ОТРК "Искандер-М".
Вывод таков: данная система ПРО во многом заточена под вызовы прошлого, и эффективно может применяться только против государств, вооружённых устаревшим типом ракет.
GMD — статичная система ПРО, обеспечивающая кинетический перехват боевых частей межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Комплекс состоит из трёхступенчатой ракеты-носителя GBI и противоракет EKV. Ракета-носитель выводит противоракету весом всего 68 кг в ближний космос и разгоняет до скоростей, близких к 10 км/с. Дальность полёта противоракеты, в зависимости от траектории и высоты перехвата, может составлять от 2000 км до 5000 км. К сегодняшнему дню на базе Гранд-Форкс развёрнуто более 30 противоракет. К 2017 году планируется развернуть ещё 15 комплексов.
Однако, из 18 испытательных перехватов лишь 9 оказались удачными. И это при том, что всё происходило в тепличных условиях: заранее было известно, какая будет применяться цель, с какого направления, когда и т.п. В испытаниях использовалась боевая часть ракеты Minuteman III, не имеющая дееспособных систем противодействия ПРО. Соответственно, этой системе требуются ещё многие годы доработок, прежде чем она сможет надёжно перехватывать даже относительно простые боеголовки. Про боевые части современных российских МБР даже и говорить не приходится.
Правда, стоит отметить, что сама концепция имеет и преимущества — при обеспечении мощного сплошного радиолокационного поля над большей частью Земли теоретически возможен перехват МБР в любой точке её траектории, так как EKV разгоняется до скоростей выше 1-й космической и может лететь по орбите.
На основании имеющейся информации можно предположить, какие российские новинки ждут нас в будущем.
С-500 — вероятный аналог THAAD. Предполагаемые цели этой системы близки к американским. Однако перспективная российская система будет также способна вести борьбу с гиперзвуковыми крылатыми ракетами, которые активно разрабатывают США. Кроме того, она будет способна перехватывать боевые части МБР на конечном участке полёта. С-500 сможет одновременно бороться с 10 целями, летящими со скоростью до 7 км/с (ок.25 М), на высотах до 200 км и на дистанциях до 600 км. То есть, перспективная система действительно по всем параметрам превосходит американского конкурента, что и подчеркнул Павел Созинов.
Высока вероятность, что противоракета будет создана на базе системы ПРО "Москва А-135". "Ближняя" ракета этого комплекса 53Т6 Gazelle перехватывает цели на дальности до 100 км и высоте до 30 км. Эти ракеты, массой 10 тонн, обладают поразительными скоростными характеристиками — всего за 3-4 секунды ракета набирает максимальную скорость, которая, по разным данным, составляет от 4 до 5,5 км/с (ок.18 М), что позволяет при внесении технических изменений использовать их на заметно больших дальностях.
Известно, что в стадии испытаний находится развитие системы ПРО А-135 — А-235 "Самолёт-М". Предполагалось, что А-235 будет представлять собой противоракеты с обновленной электроникой и повышенной точностью, что позволит не использовать тактические ядерные заряды для перехвата боеголовок противника.
Кроме того, в отличие от американцев, РФ имеет в своем арсенале ракеты-носители мобильного базирования. Это позволяет создать систему, подобную GMD, обладающую огромным преимуществом — свободным и быстрым передвижением, что делает её почти неуязвимой для противника.
Фактически теперь РФ отвечает США не только асимметрично, развивая ударные вооружения, но и симметрично, пытаясь догнать и перегнать конкурента в сфере противоракетной обороны. По-видимому, никаких других способов "договориться" с заокеанскими "партнёрами" нет — более 20 лет попыток сделать это прошли даром. США не нужны друзья или равные партнёры, им нужны только саттелиты.

