Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

“Саудиты экспортировали не ваххабизм, а ваххабитов”

11.08.2015 17:37

Длительное время Королевство Саудовское Аравия рассматривалось как государство, где во всех сферах жизни главенствует "буква Корана". Другое общее место массовых представлений – приверженность саудитов к ваххабитскому течению, служащему идейной платформой для многочисленных экстремистских группировок, в том числе Исламское государство. Во многих странах арабы-саудиты до сих пор воспринимаются как проводники религиозной нетерпимости и экстремизма. Эксперт Института Ближнего Востока арабист Григорий Косач считает, что подобные взгляды далеки от реальности.

Действительно ли в Саудовском Королевстве проводится политика секуляризации? В России, да и в остальном мире, привыкли воспринимать это богатое государство все же как  полуфеодальное, где действует шариатское законодательство.

- Когда мы говорим о секулярной политике в контексте Саудовской Аравии, нужно иметь ввиду, что все большее количество секторов социально-культурной жизни общества переходит под контроль государства. Иными словами, идет "огосударствление" религии: богословы начинают отодвигаться на второй план и все больше следовать курсом светской государственной власти. Роль улемов и имамов все больше ограничивается обрядовой стороной религии, т.е. они выступают в роли имам-хатыбов и на этом дело заканчивается. По просьбе правительства они могут одобрять начинания, идущие сверху в той или иной сфере, в том числе - внешнеполитические, но никаких самостоятельных фетв выносить не могут.

Когда в стране был взят курс на секуляризацию?

- Он проводится с самого зарождения Саудовского Королевства, но не всегда был последовательным. В тяжелые для Королевства периоды правящему дому приходилось временно расширять полномочия улемов. Однако с 60-х годов тенденция последовательного устранения духовенства от принятия властных решений стала набирать обороты.

 Саудитам традиционно приписывают навязчивый экспорт идеологии салафизма-ваххабизма, признаваемого во многих странах экстремистским течением из-за крайней нетерпимости к другим конфессиям. Вы согласны с такой трактовкой?

 - Когда  говорят о такого рода "экспорте", многие совершенно забывают о длительной борьбе с религиозным экстремизмом внутри самой Саудовской Аравии.  Одним из известнейших эпизодов этого противостояния был  теракт в сакральном центре исламского мира – Мекке. Несколько сотен экстремистов-ваххабитов под предводительством Джухаймана аль-Утайби 20 ноября 1979 года захватили контроль над главной святыней ислама – "Масджид аль-Харам" ("Запретная мечеть"). Осада мечети продолжалась почти две недели, после нескольких неудачных собственных попыток штурма саудовские власти прибегли к помощи французского спецназа. Число погибших исчислялось сотнями.

 Саудовский королевский дом, чтобы и впредь не допустить подобных эксцессов, начал экспортировать свою внутреннюю религиозную оппозицию. Обратите внимание, экспортировалась не идеология, а её буйные носители! Необходимо отметить, в конце 70-х годов XX века для этого были самые благоприятные внешнеполитические условия. Прежде всего, речь идет о вводе Советских войск в Афганистан, когда был брошен лозунг общеисламского противостояния "безбожникам". Однако и после афганской войны поводов для выдворения местных фанатиков долго искать не пришлось. Ваххабиты, по инициативе Саудовской Аравии, отправлялись воевать в Боснию и Герцеговину на стороне мусульман-бошняков, участвовали в гражданской войне в Таджикистане на стороне сил Объединенной таджикской оппозиции, воевали на стороне албанцев в Косово и, наконец, приняли самое деятельное участие в боевых действиях на российском Северном Кавказе.

Салафитская инвазия продолжалась вплоть до 11 сентября 2001 года, когда в Нью-Йорке были атакованы башни-близнецы. Именно в этот момент Саудовская Аравия оказалась перед необходимостью коренного пересмотра своей политики.

В восточных провинциях Саудовской Аравии компактно проживает шиитское меньшинство, в южных -  исмаилитское. Отражаются ли новые секулярные тенденции на их правовом статусе? Есть ли у них свои представители в Высшем совете улемов?

- Шиитских богослов нет в этом совете, и все попытки ныне покойного короля лоббировать их присутствие не дали результата. И это, несмотря на то, что все члены Высшего совета, а также председательствующий в нем Верховный муфтий назначаются королевскими указами. Вместе с тем нельзя отметить ряд положительных тенденций. Еще в середине 80-х годов в Саудовской Аравии был создан "Центр национального диалога". Здесь обсуждаются наиболее актуальные для Королевства проблемы общественного развития: вопросы равноправия женщин, межконфессиональный диалог и другое.

    В названом вами Высшем совете улемов, на данном историческом этапе, есть представители всех четырех суннитских мазхабов. На фоне длительной салафитской пропаганды постулировавшей "безмасхабность"  это - огромное достижение.