Вячеслав Матузов: В “Исламском государстве” нет ничего исламского
05.08.2015 18:57
“Российский миротворец” побеседовал с президентом “Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами”, отечественным арабистом и политологом Вячеславом Николаевичем Матузовым. Все те, кто когда-либо пересекался с Вячеславом Николаевичем по долгу службы: будь-то политики, журналисты, аналитики или независимые эксперты отзываются о нем, как бы сказали в старину, с подобающим пиететом. В экспертном сообществе, он известен своими отрезвляющими комментариями ближневосточных событий. Он не только не признает тезиса о том, что главным источником нестабильности на Ближнем Востоке являются “агрессивные течения в исламе”, но и призывает отказаться от спекуляций на религиозную тематику.
- В своих выступлениях вы неоднократно подчеркивали, что главным создателем и спонсором террористической организации «Исламское государство» (ИГ) являются США. Как это сочетается с заявленной Госдепом готовностью бороться с ИГ?
- Не следует принимать на веру заявления о том, что Америка якобы борется с ИГ. Есть в конце концов фото сенатора Джона Маккейна, где у него за спиной стоит Абу Бакр Аль-Багдади, который 5 лет провел в американской спецтюрьме в Абу-Грейб.
Фото сенатора США Джона МакКейна, на котором, предположительно, присутствует Абу Бакр аль-Багдади
Что делали в этих тюрьмах с заключенными, и какие издевательства к ним применяли, мы прекрасно знаем. И теперь человека, который 5 лет находился в подобных условиях, вдруг отпускают на свободу и он становится, ни много ни мало, лидером ИГ в Ираке. Аналогичный случай мы наблюдали в Ливии, с Абдель Хакимом Белхаджом, которого так же пять лет держали в тюрьме, потом так же неожиданно отпустили на свободу. Совпадение? Я пять лет об этом говорю, в частности об этих «случайных совпадениях».
С 2005 по 2010 год американцы провели ревизию всей антиисламской терминологии, и изъяли из публичной риторики лозунг о том, что после разгрома мирового коммунизма главным врагом США является ислам. Особенно актуальным он стал после известных событий 11 сентября 2001 года. Однако с 2005 года этот лозунг начал постепенно отходить на второй план. В марте 2005 года в Нью-Йорке на совещании руководителей силовых ведомств США был озвучено решение о необходимости смены тактики и отказа от антиисламской риторики с последующим широким внедрением во все сферы жизни исламского мира. Была разработана специальная программа по линии Business for Diplomatic Action (Business for Diplomatic Action – объединение американских глобальных корпораций, созданное с целью содействию работе Госдепартамента США - прим. «Российского миротворца»). К финансированию и реализации этой программы были подключены ведущие американские корпорации, ее участники проходили подготовку в 20 ведущих высших учебных заведениях США.
Между Business for Diplomatic Action и правительством США был заключен контракт, согласно которому создавался специальный фонд финансирования. К этой задаче подключились Microsoft, McDonald's, Boeing Capital Corporation и многие другие глобальные корпорации. Здесь нет и намека на конспирологию, все материалы проекта находятся в открытом доступе. В свете вышесказанного для меня остается загадкой, почему наши аналитики до сих пор не хотят заниматься этой проблемой. Я слышу массу каких-то дурацких заявлений: смакования противоречий между суннитами и шиитами, мудрствования о вековой конфессиональной напряженности между различными течениями в исламе и т.д. Но это все мелочи! Анализ надо проводить на глобальном уровне, тогда сразу становится виден организатор дестабилизации на Ближнем Востоке. Упомянутая мно программа, предложенная правительством США, была разработана в 2005 году и распланирована на пятилетнюю перспективу. Представители Business for Diplomatic Action официально заявили, что в декабре 2010 года они сдали Конгрессу выполненный контракт на подготовку тех изменений в арабо-мусульманском мире, которые мы воочию наблюдаем последние несколько лет. Как по нотам, в 2010 году возникают такие фигуры как Бельхадж, Аль-Багдади, и наконец приходит в движение Ближний Восток, а за ним и весь исламский мир.
Без четкого понимания этой закулисной деятельности Россия не сможет выстраивать архитектуру своей ближневосточной политики. Я пару раз участвовал в теледебатах, где присутствовал Руслан Курбанов (старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, член экспертного совета при Совете муфтиев России, - прим. «Российского миротворца»).
Он в целом правильно мыслит, но у него есть один главный недостаток: он видит главную проблему в значительном уровне бедности и социальной неустроенности населения исламских стран, которая заставляет людей выходит на улицы, вступать в сомнительные организации и т.д. Опять же, не это главное! Главное, что идет реализация глобального американского плана. И когда люди начинают домысливать, какие отсталые шииты или какие продвинутые сунниты и т.д. – все свидетельствует о том, что люди заглотили провокационную наживку, созданную Соединенными Штатами.
«Исламское государство» было создано ими для борьбы с Сирией. Кровавый конфликт, длящийся уже почти пять лет, не принес американцам позитивного результата, однако это вовсе не означает, что они отказались от своих планов. В Конгрессе США неоднократно озвучивалось, что борьба с «Исламским государством» для них на втором плане, на первом месте по прежнему остается задача по свержению «режима Асада».
- В мировых СМИ встречается тезис, что основную массу боевиков ИГ составляют вовсе не коренные сирийцы или иракцы, а мигранты – выходцы из англоязычных мусульманских общин Британии, США и других стран. Есть ли подтверждающая это информация?
- Я не думаю что их стоит как-то специально разделять: русско-, немецко-, англоязычные пришельцы. Там всех хватает. Сирийцы заявляют о более чем 100 тысячах иностранцев, воюющих в рядах террористов, источники ООН дают несколько более широкий диапазон от 50 до 200 тысяч наемников. Но в одном вы правы – это абсолютно чужие для Ближнего Востока люди. На уровне желтой прессы можно отследить истории этих незадачливых комбатантов: какие-то бывшие немецкие программисты, неудовлетворенные личной жизнью московские студенты и др. Эта ситуация больше похоже на театр абсурда. Спрашивается, где здесь «Даулят аль-Исламия» (Исламское государство)? Саудовская Аравия, шиитский Иран, Ирак – это настоящие исламские страны. Исламский фактор – это не война, это миролюбие. Последовательное придание исламу воинственной риторики является идеологической диверсией, приближающей для американцев День Д, когда они добьются абсолютной поддержки мирового сообщества, чтобы окончательно утвердиться в регионе.
