"Роль США на Ближнем Востоке меняется"
17.07.2015 18:27
Заключение соглашения по ядерной программе Ирана стало одним из ключевых событий второго срока Барака Обамы на посту президента США. В Белом доме сделку поспешили назвать "исторической" и представить в качестве успеха американской дипломатии.
Однако относительное улучшение отношений с Тегераном сразу же стало поводом для беспокойства партнеров США на Ближнем Востоке – Саудовской Аравии, Израиля и Турции.
Наиболее жестко свою позицию обозначило руководство Израиля. "Вот что происходит, когда сделку стремятся заключить любой ценой. Первые сообщения показывают, что это – историческая ошибка. Мировые державы пошли на значительные уступки по всем ограничениям, которые были призваны помешать Ирану создать ядерное оружие", – написал израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху в Twitter.
Более сдержанно отреагировал Эр-Рияд. В телефонном разговоре с Бараком Обамой король Салман бен Абдельазиз аль-Сауд заявил, что Саудовская Аравия приветствует "любую сделку, которая обеспечит неполучение Ираном ядерного оружия".
В то же время, бывший посол королевства в США и глава саудовской разведки принц Бандар бен Султан сравнил итоги урегулирования иранского ядерного вопроса с соглашением по ядерной программе КНДР, заключенным Вашингтоном и Пхеньяном в 1994 году. При этом принц подчеркнул, что в случае с Ираном результат соглашения будет "еще хуже".
"Генри Киссинджер был прав, когда сказал, что Америку должны бояться ее враги, но друзья Америки должны бояться ее еще больше", – написал саудовский политик, с сожалением подчеркнув, что США выпали из процесса консолидации усилий ближневосточных государств.
Турция, как и Саудовская Аравия, официально приветствовала сделку: о "позитивных изменениях" заявили министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и министр энергетики Танер Йылдыз. Однако еще в апреле президент Турции Реджеп Эрдоган обвинил Иран в стремлении к "гегемонии в регионе", в связи с чем депутаты иранского парламента потребовали отменить визит турецкого лидера в Тегеран.
Эксперты, к которым обратился "Российский миротворец", считают, что США удастся сохранить партнерские отношения со своими ближневосточными союзниками, но для этого Вашингтону придется приложить значительные усилия.
"Сделка с Ираном действительно повлияет на ближневосточную политику США. Сейчас администрация Барака Обамы сталкивается с необходимостью убедить Израиль и Саудовскую Аравию в том, что сделка выгодна для них, а для этого США придется усилить стратегическое сотрудничество с Тель-Авивом и Эр-Риядом", – полагает профессор Нью-Йоркского университета, директор Института мировой политики Алон Бен-Меир.
При этом эксперт уверен, что предстоящее ближневосточное турне министра обороны США Эштона Картера, о котором было объявлено практически сразу после завершения переговоров по иранской ядерной программе, не сможет изменить мнения партнеров США о сделке.
"Предстоящего визита главы Пентагона Эштона Картера на Ближний Восток недостаточно, чтобы убедить союзников США в безопасности сделки. Заверений на словах недостаточно. Возможно, США придется создать "ядерный зонт", чтобы предотвратить распространение ядерного оружия в регионе", - сказал Бен-Меир "Российскому миротворцу".
В свою очередь, директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта при МГУ Юрий Рогулев полагает, что поездка американского министра обороны на Ближний Восток может и не иметь отношения к ядерной программе Ирана.
"Турне Картера напрямую не связано с заключением сделки с Ираном. Сейчас главная опасность на Ближнем Востоке – это "Исламское государство". США, которых все обвиняют в том, что именно их политика привела к возникновению группировки, стремятся сократить свое участие в боевых действиях за счет привлечения региональных партнеров. Вероятно, одной из задач поездки американского министра обороны на Ближний Восток будет формирование коалиции для ведения наземной операции", – предположил эксперт.
По мнению Рогулева, хотя США сохраняют традиционные рычаги влияния на партнеров на Ближнем Востоке, со временем уровень их присутствия в регионе постепенно будет уменьшаться. "Роль США на Ближнем Востоке меняется. В отношениях со всеми ближневосточными партнерами у Вашингтона есть проблемы. И Турция, и Саудовская Аравия ищут варианты сотрудничества с другими странами, в том числе и с Россией. Поэтому изменения будут происходить, но постепенно", - считает эксперт.
В то же время, заключение сделки позволит США повысить вовлеченность Ирана в решение ряда региональных проблем, отметил Рогулев.
"Президент США Барак Обама заявил, что Иран может подключиться к решению сирийского кризиса. Если раньше Тегеран был вынужден действовать неофициально, то сейчас его приглашают к полноформатному сотрудничеству в борьбе с террористической группировкой "Исламское государство". Это наиболее важное изменение. Если его удастся реализовать, то за ним могут последовать и другие", – заявил эксперт.
При этом сомнения Саудовской Аравии по поводу сделки не имеют под собой достаточных оснований, полагает Рогулев.
"Сделка с Ираном носит международный характер. К ней подключены МАГАТЭ, а также национальные организации, специализирующиеся на атомной энергетике, в том числе РОСАТОМ. Контроль за соблюдением соглашения, предусмотренный заключенным договором, значительно выше, чем то, что было при сделке с КНДР", – сказал эксперт.
"Однако мы не знаем, как поведет себя Иран. Одно дело – подписать договоренности, а другое – выполнять их. Конечно, это будет непросто. Если первые месяцы покажут, что Иран действительно намерен соблюдать соглашение, то эта сделка окажется гораздо более успешной, чем соглашение с Северной Кореей", – заключил Рогулев.
