Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

На смену "Имарату Кавказ" может прийти "Исламское государство"

23.06.2015 20:14

Салман Фарисов

Относительное затишье в террористической активности на Северном Кавказе дало повод утверждать, что ситуация в регионе стабилизируется. Однако ведущие российские востоковеды и исламоведы не спешат давать положительных прогнозов: на фоне ослабления местных группировок все большую вероятность приобретает проникновение в северокавказские республики "Исламского государства" (ИГ).

"Сокрушение Кавказского Имарата, ликвидация последовательно [бывшего лидера группировки Доку] Умарова, а затем [его преемника Алиасхаба] Кебекова привели во многом к тому, что часть этого пассионарного исламистского интернационала перешла к ИГИЛу, потому что есть определенный эффект новизны. Если новый бренд появляется, он всегда привлекает", – полагает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов.

При этом ИГ вовсе не обязательно вступать с местными "амирами" в противостояние. Ранее экспертное сообщество скептически относилось к возможности союза между салафитской группировкой "Имарат Кавказ" и стоящим на хариджитских позициях "Исламским государством", поскольку представители этих двух движений относятся друг к другу крайне враждебно. Однако северокавказская действительность внесла свои коррективы.

Российским мусульманам хорошо известны имена Камиля Абу Султана (Камиля Султанова), Надира Абу Халида (Надира Медетова) и Абу Умара Саситлинского (Исраила Ахмеднабиева). Этих "львов" социальных сетей, видеоролики и посты которых пользуются большой популярностью в интернете, информационные агентства называют не иначе как салафитами.

Так же как и большинство приверженцев этого агрессивного исламского течения саудовского происхождения, вышеперечисленные "проповедники" с фанатичным упорством выискивают везде "ширк" (многобожие) и призывают ненавидеть шиитов и традиционный для Дагестана суфизм.

Тем не менее, руководство и правоохранительные органы республики были не слишком усердны в попытках пресечения их деятельности. Первая попытка задержать Абу Халида (Медетова) привела к активным протестам его многочисленных последователей. После этого власти решили отложить арест в ожидании благоприятного момента. Дождались: 23 мая на YouTube была размещена запись, на которой Абу Халид присягает "Исламскому государству". Словно соревнуясь с ним в "благочестии", 2 июня на канале исламистов появился и Камиль Абу Султан, который в своем обращении открыто агитировал дагестанскую молодежь "не подчиняться кафирам" и вступать в ряды ИГ.

Что касается Абу Умара Саситлинского, то он по-прежнему настаивает, что занимается благотворительностью, пытаясь подтвердить это многочисленными видеоотчетами в социальных сетях о поездках в Сирию и африканские страны. Однако ряд граждан Российской Федерации, задержанных по прибытии из Ирака по подозрению в причастности к террористической деятельности, указали на Абу Умара как на вербовщика "Исламского государства".

В свою очередь, сунниты из числа приверженцев салафитского течения, действующих на территории России, поспешили откреститься от адептов ИГ на Северном Кавказе. "Исламское государство" они называют новой сектой современных хариджитов или суруритов, которые являются сложной смесью салафитского вероучения с хариджитской идеологией Сайида Кутба (одного из основателей движения "Братья-мусульмане"). К суруритам (последователям Мухаммада Сурура) салафиты причисляют вышеупомянутого Камиля Абу Султана.

При этом некоторые эксперты считают, что вопрос принадлежности к тем или иным конфессиональным течениям в контексте "Исламского государства" теряет всякий смысл, поскольку богословское обоснование идеологии группировки чрезвычайно размыто, а верхушку этой организации составляют малограмотные или, вернее, полуграмотные в отношении исламских наук люди.

Основной особенностью идеологии ИГ является "исламская глобализация", полагает старший сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов.

"Инфицирование россиян продуктами жизнедеятельности ИГИЛ – следствие того, что Россия в последние десятилетия втягивается в процесс так называемой "исламской глобализации", не имеющей ничего общего с историческим исламом и традиционным исламскими течениями", – заявил Ярлыкапов, выступая на конференции "Религия на Юге России: аспекты взаимодействия", организованной Научным сообществом кавказоведов России в июне.

По мнению эксперта, основные черты этой глобализации – отрицание мазхабов и толков, институтов нации и государства, призывы к утверждению некоей универсальной формы ислама и очищению религии пророка Мухаммеда от "нововведений".

"В качестве универсальной формы ислама "зеленая глобализация" предлагает так называемый "чистый ислам", а в качестве "единственно правильного" национального и политического проекта – всемирное сообщество людей, живущих по законам общины мусульман эпохи первых халифов", – резюмировал востоковед.

Первые результаты этой "глобализации" не заставили себя ждать – в составе "Исламского государства" в настоящий момент действуют более тысячи граждан России. Не последнюю роль в этом сыграли и вышеупомянутые Абу Султан, Абу Хамид, Абу Умар и другие радикальные проповедники. Однако основную угрозу безопасности России представляет все же не отток боевиков в Сирию и Ирак: опасаться следует их возвращения, которое может начаться в любой момент.