Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Что влечет азиатов в Арктику?

24.04.2015 17:17

Анастасия Дементьева

Первое заседание Государственной комиссии по развитию Арктики, которое состоялось в Москве,  -  событие знаковое. Структура создана по указу президента Владимир Путина около месяца назад по аналогии с Государственным комитетом Российской Федерации по делам Севера, ныне упраздненным. Эта структура  занималась обеспечением экономического развития северных территорий, контролировала северный завоз, а также защищала интересы коренных народов. Задачи Государственной комиссии по развитию Арктики значительно  шире.

"Структура будет использована для обсуждения и принятия оперативных  комплексных мер для развития российских полярных широт, - пояснил  вице-премьер Дмитрий Рогозин, возглавивший  структуру. - Мы должны собрать воедино весь интеллект и все возможности, чтобы широкомасштабно осваивать Арктику". 

Наряду с Россией  на арктические богатства "шапки планеты" претендуют также США, Канада, Норвегия и Дания, входящие в Арктический Совет и обладающие естественным правом на использование северных территорий.  Однако постоянное санкционное давление Запада  заставляет Россию искать новых  стратегических партнеров. И она находит их в Азии. Сотрудничать с Москвой на арктическом направлении готовы Китай, Индия, Япония  и другие. Что же влечет азиатов в Арктику?

Эксперты выделяют две основные причины. Первая  - огромный энергетический потенциал региона. В недрах полярных широт скрыты  внушительные залежи углеводородов, в первую очередь  - нефть и газ. Неразведанные запасы "черного золота" составляют 100 млрд тонн,  "голубого топлива" - 50 трлн кубометров. Помимо этого, в Арктике, по некоторым данным, есть залежи угля, а также значительные месторождения золота, алмазов и урана.

Другая причина, располагающая азиатские страны  к арктическому сотрудничеству,  -  Северный морской путь.   По мнению экспертов,  главная судоходная магистраль региона  может существенно изменить всю структуру мировой торговли.  Действительно,  Севморпуть вдвое короче традиционного маршрута   через Суэцкий канал и  открывает перед Россией перспективы выхода на международные рынки.  Азиатские страны, сотрудничая с Россией на этом направлении, также экономят время  – грузоперевозки по северной трассе позволяют  существенно сократить время доставки  товаров из Восточной Азии в Европу.

Больше остальных в  этом отношении заинтересован, безусловно, Китай. По прогнозам Международного энергетического агентства,  к 2020 году КНР станет крупнейшим мировым импортером нефти в мире.  Для бурно растущей экономики страны, зависящей от импорта ресурсов, освоение арктических богатств  приобретает решающее значение.

"Китай  - крупнейший перевозчик грузов по Севморпути, и Россия   может использовать  его возможности для поставки  в Поднебесную  своих арктических энергоресурсов",  - отметил руководитель школы Востоковедения Высшей  школы экономики Алексей Маслов.  Кроме того, КНР продолжает активное  строительство собственных ледоколов и, по мнению  эксперта, уже в ближайшее время вступит в соперничество с   США и Канадой.  Вместе  с тем Китай может составить конкуренцию и России.  "Поэтому Москва и Пекин должны объединить свои интересы.  Совместная разработка энергоресурсов и  судоходство станут, на мой взгляд, самым правильным решением",  -  полагает Маслов.

Индия  настроена на долгосрочное партнерство и  готова вкладывать серьезные средства в разработку углеводородов. Как отмечает Чрезвычайный и Полномочный посол, член Российского Совета по Международным делам Глеб Ивашенцов, "если говорить о  развороте Москвы на Восток, то он полностью оправдан. Сегодня Азиатский регион является  локомотивом   экономического развития, тогда как Европа топчется на месте.  У Азии мы можем взять и технологии, и инвестиции.  От Запада мы видим только санкции и ничего больше".

Япония, в отличие от  Индии и Китая, осваивать Арктику семимильными шагами не спешит, считает  заведующий  отделом наукометрии и информационных технологий Института Дальнего Востока РАН Олег  Казаков. "Страна восходящего солнца заинтересована в освоении Северного морского пути, но пока заняла наблюдательную позицию. На мой взгляд, России необходим  мега-проект, который  позволил бы  эффективно использовать  огромные возможности этой транспортной магистрали в интересах России -  в частности, в вопросе привлечения иностранных инвестиций".

Пока  США и Евросоюз раздумывают над очередными санкциями, Россия, сохраняя дипломатическую сдержанность, ищет на арктическом направлении новых стратегических  партнеров.И "азиатские тигры" способны  дать  России больше выгоды, нежели рисков.