"В первую очередь необходимо прекратить иностранное вмешательство на территории Сирии"
07.04.2015 19:04
В Москве 6 апреля начался второй раунд межсирийских переговоров на "московской площадке". Итогом предыдущей встречи стала заявление сторон о намерении продолжить контакты и расширить круг участников переговоров. Российский миротворец узнал у экспертов по Ближнему Востоку, чего следует ожидать от новой встречи между представителями сирийского правительства и оппозиции.
По мнению специалистов, прорывных решений от переговоров на "московской площадке" ожидать не приходится. "Эта площадка предназначена для того, чтобы представители различных оппозиционных сил и руководства Сирии смогли обменяться мнениями, понять позиции друг друга и ознакомиться с представленными программами. Это возможность сближения позиций, но конкретной цели принятия решения не стоит", – уверен старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Васильевич Долгов.
При этом эксперты полагают, что формат "московской площадки" продолжает сохранять свою актуальность.
"Такой формат переговоров жизнеспособен, поскольку бездействовать на фоне гуманитарной трагедии, которую сирийский народ переживает в течение уже четырех лет, нельзя. В Москве представлен достаточно широкий спектр представителей сирийской оппозиции, которые выступают за сохранение нынешнего режима, а главное – за сохранение суверенитета Сирии", отмечает сопредседатель Российского Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, руководитель секции Международного сотрудничества и культурного обмена Императорского Православного Палестинского Общества Олег Иванович Фомин.
Эксперты уверены, что отсутствие представителей Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил, которая пользуется поддержкой Запада и ряда арабских государств, не окажет значительного влияния на результаты встречи.
"Хотя Национальная коалиция признана странами Запада и рядом арабских государств, отдельные арабские страны и даже группировки, оппозиционные сирийскому режиму, ее не признают. Поэтому говорить о коалиции как о структуре, отражающей все силы сирийской оппозиции, некорректно. Какие-то силы она представляет, но не более. То, что Запад избрал ее в качестве рычага воздействия на процессы в Сирии – это дело Запада", – подчеркнул Долгов.
Это мнение разделяет и Фомин. "Национальная коалиция не представляет сирийский народ. Ее участники находятся в Турции, Иордании, других странах и являются заложниками тех режимов, которые их спонсируют. Самим сирийцам давно стало ясно, что эта коалиция не представляет ни сирийский народ, ни гражданское общество. Они всего лишь используются геополитическими противниками Сирии в своих интересах", – полагает эксперт.
При этом на фоне распространения влияния "Исламского государства" и других террористических группировок, участвующих в сирийском конфликте, за пределы страны актуальным становится вопрос о переводе межсирийских переговоров к многостороннему формату.
"Ранее предлагалось объединить все силы сирийской оппозиции для борьбы с "Исламским государством". Включение Ирака и Ирана для противодействия этой группировке было бы очень позитивным моментом. Но на это не идет Запад. Иракские вооруженные силы уже действуют против "Исламоского государства" при поддержке шиитских добровольцев. Если речь идет о создании новой площадки или привлечение новых участников к переговорам в Москве, то нужен новый формат", – отмечает Долгов.
Кроме того, эксперты полагают, что в случае расширения формата переговоров особую роль в урегулировании ситуации способен сыграть Иран.
"Вывод переговоров на международный уровень имеет смысл. Россия постоянно выступает за расширение состава участников переговоров, в том числе за счет привлечения Ирана", – подтвердил Фомин, пояснив, что Тегеран заинтересован в поддержке шиитов и будет играть все более активную роль по стабилизации обстановки в регионе по мере снятия с него санкций.
В то же время, потенциал улучшения отношений между Ираном и странами Запада не стоит переоценивать, в особенности на фоне обострения ситуации в Йемене, где Саудовской Аравии при поддержке США удалось сформировать коалицию арабских государств для противодействия шиитским повстанцам-хуситам.
"За Саудовской Аравией, которая наносит авиаудары по позициям хуситов стоят Соединенные Штаты. В оперативном штабе вооруженных сил королевства присутствуют американские советники, которые осуществляют наведение на цель самолетов ВВС Саудовской Аравии. В свою очередь, Иран поддерживает хуситов движения "Ансар Алла". Поэтому пока потепление отношений между Ираном и Западом продолжает оставаться эфемерным", – пояснил Долгов.
В любом случае, переговоры будут способствовать обмену формированию общей политической платформы, основываясь на которой правительство и оппозиция Сирии смогут перейти к конструктивному диалогу. "Многие сирийские оппозиционеры решительно поддерживают сохранение суверенитета Сирии и даже сохранение действующего режима, полагая, что все в первую очередь необходимо прекратить иностранное вмешательство на территорию страны", – уверен Фомин.
В то же время, эксперты не ожидают, что результатом очередного раунда переговоров станет прорыв в урегулировании кризиса. "Ждать от этой встречи решения, которое кардинально изменит ситуацию, не приходится", – заключил Долгов.

