Переговорный ядерный марафон "вокруг Ирана" близок к концу
06.04.2015 16:51
В Лозанне завершился важнейший этап в разрешении иранского кризиса. По итогам восьмидневного диалога министров иностранных дел "Группы шести" (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США и Франция) и Ирана по вопросу об урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы – подписано рамочное Соглашение. Это означает, что достигнуто принципиальное взаимопонимание по ключевым параметрам всех элементов будущей мирной ядерной деятельности в Иране, мерам ее верификации и контроля со стороны профильной международной организации – МАГАТЭ, а также по другим аспектам. Окончательный вариант соглашения будет подготовлен к 30 июня 2015 года.
Иран остался доволен лозаннским результатом: "Решение было найдено. Достигнут значительный прогресс. США и ЕС дали обещание постепенно, по мере выполнения взятых на себя Ираном обязательств, снять с него санкции", – сказал министр иностранных страны Джавад Зариф.
Доволен и президент США, назвавший соглашение в Лозанне "историческим". Вместе с тем он подчеркнул, что в связи с поддержкой терроризма и нарушением прав человека санкции США будут сохранены.
Россия же надеется на то, что "многолетний переговорный марафон по ИЯП близится к завершению". В Заявлении МИД от второго апреля подчеркивается вклад нашей страны: "В эту политическую договоренность заложен принцип, сформулированный Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, а именно – признание за Ираном безусловного права на осуществление мирной ядерной программы, включая деятельность по обогащению урана, при постановке этой программы под международный контроль, и снятии всех действующих против ИРИ санкций. Все последующие шаги в рамках окончательного соглашения будут предприниматься сторонами, исходя из принципов поэтапности и взаимности, которые в свое время были также выдвинуты российской стороной".
Чтобы понять значение лозаннских договоренностей, стоит вспомнить историю вопроса. Иран начал развивать ядерную программу во времена правления шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, при поддержке США. В 1957 году страна стала членом МАГАТЕ, а через 2 года в Ядерном исследовательском центре Тегеранского университета был был установлен реактор малой мощности – 5 МВт.
Страна последовательно присоединялась к международным договорам, касающимся стран, обладающих ядерной составляющей. В 1963 году Тегеран подписал Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В 1970-м ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который предусматривает использование атомной энергии только в мирных целях.
В 1974 году шах Мохаммед Реза Пехлеви обнародовал амбициозный план развития атомной энергетики на предстоящее двадцатилетие: построить 23 атомных реактора и создать ядерный топливный цикл. Однако через пять лет шах был свергнут в результате исламской революции, и новое правительство страны отказалось от программы строительства АЭС.
В сентябре 1992 года Иран и Китай подписали договор о сотрудничестве в сфере ядерных технологий. Реакция со стороны военного ведомства США последовала сразу же – Иран был внесен в перечень потенциально опасных стран, где, кроме него, числились Сирия, Ливия, Северная Корея. Центр по нераспространению – специальное подразделение ЦРУ, созданное для контроля за перемещением ядерных и ракетных технологий в "третьем мире", обнародовал информацию о наличии у этих государств ракет средней дальности, а также об опасности появления в их арсенале межконтинентальных баллистических ракет. Пентагон приступил к разработке масштабной противоракетной программы (ПРО).
В августе 2002 года взорвалась информационная бомба: на пресс-конференции в Вашингтоне иранский оппозиционер Алиреза Джафарзаде сообщил о наличии в стране двух незарегистрированных предприятий по обогащению урана. Инспекторы МАГАТЭ стремительно направились в страну и действительно нашли там следы обогащенного урана. Они констатировали, что мощности предприятий превышают нужды "мирных целей".
Все это дало почву для обвинений страны в том, что она тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия. Президент США Джордж Буш причислил Иран к странам "оси зла", которые финансируют террористов и стремятся завладеть ядерным оружием. С тех пор американцы взяли курс на международную изоляцию Ирана.
Совет Безопасности ООН, США и ЕС ввели санкции против Ирана, но практического результата этот шаг не принес. В свою очередь, Тегеран утверждал, что Запад хочет лишить его страну законного права на развитие ядерной энергии в мирных целях и отказывался сворачивать работы на своих ядерных объектах.
Россия постоянно предлагала Западу свои услуги в качестве посредника в переговорах с Ираном по ядерной программе. При этом специалисты не рассматривали всерьез возможность установки Ираном ядерных боеголовок на своих ракетах, считая целью Ирана вступление в клуб пороговых государств, т.е. накопление потенциала, который позволил бы в случае негативного изменения международной обстановки в течение 6–12 месяцев создать собственное ядерное оружие. Опыт КНДР показывал, что "бомба в кармане" – гарантия от иностранного военного вмешательства, а также аргумент в политическом торге с Западом. СМИ стали всерьез обсуждать дату возможного удара по Ирану американскими ВВС.
С августа 2013 года, когда Махмуда Ахмадинежада на посту президента страны сменил Хасан Рухани, страна взяла курс на снижение напряженности вокруг своей ядерной программы. Прорывом в переговорах Ирана с "шестеркой" стал женевский Совместный план действий, подписанный 24 ноября 2013 года. Пятидневный дипломатический марафон воплотился тогда в документ, предполагавший конкретные шаги Исламской республики в течение полугода.
Другой аспект договоренностей – ЕвроПРО. Казалось бы, при намеках на уменьшение потенциальной ядерной угрозы со стороны Ирана США должны ослаблять напор в осуществлении своей адаптивной противоракетной политики. "Если иранская ядерная программа будет полностью закрыта и поставлена под жесткий контроль МАГАТЭ, то отпадут те основания, которые сейчас приводятся в качестве причины создания европейского сегмента ПРО", – заявил Сергей Лавров на недавней встрече с министрами иностранных дел стран НАТО в Брюсселе. Эту позицию на словах поддержала Германия.
Тем не менее, США объявили, что планы развертывания противоракет в Европе не зависят от переговоров "шестерки". По словам высокопоставленного сотрудника Госдепа, аргументы, приведенные российской стороной, не поддержали "все без исключения участники встречи министров стран НАТО". Госсекретарь Керри несколько раз повторил, что эта система служит не только для защиты от ядерной программы Ирана, но и для предотвращения атаки с использованием баллистических ракет.
Одним из последствий разрешения иранского кризиса может стать выход Ирана со своей нефтью на мировой рынок. Специалисты говорят, что при лучшем варианте это может произойти не ранее начала 2017 года. И тогда надо ожидать понижения цен на нефть. Не исключено, что Россия будет согласовывать свою нефтяную политику с Ираном, а также приобретет в его лице крупного заказчика на переформатирование своей ядерной энергетики.
И все же, говорить о том, что в разрешении иранского ядерного кризиса наступил хеппи-энд, преждевременно. Нельзя забывать, что у Соглашения по ИЯП имеется много противников, и не только в Израиле, но и в Конгрессе США. Правда, есть и позитивисты: обозреватель "Вашингтон Пост" Ишаан Тхарур считает, что "документ удивил аналитиков своей дотошностью, вселяющей надежду на то, что летом удастся заключить реальное, окончательное соглашение".

