Бронепоезд с запасного пути
19.12.2014 15:35
В РВСН воссоздадут группировку на основе ракетных комплексов трех видов базирования – шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного. Об этом сообщил командующий РВСК генерал-полковник Сергей Каракаев, добавив, что уже началась разработка конструкторской документации. Кроме того, по информации ТАСС, специалисты завершили эскизное проектирование боевого железнодорожного ракетного комплекса "Баргузин".
"Воссоздадут" группировку потому, что по договору о сокращении стратегических наступательных вооружений 1993 года (СНВ-2) Россия сняла с вооружения все ракеты РТ-23УТТХ которые были уничтожены к 2003 году, а ведь каждый поезд нес по три специальных варианта ракеты РТ-23, получившие индекс РТ-23 УТТХ "Молодец" (по натовской терминологии "SS-24 Scalpel"). А раз уничтожили ракеты, то встал вопрос о том, что делать со спецпоездами. И, несмотря на выход России из договора СНВ-2 в 2002 году, все поезда и пусковые установки на протяжении 2003-2007 годов были утилизированы. Все, кроме двух, которые были демилитаризованы и установлены в качестве экспонатов в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.
Атомно-ракетные поезда создавались как оружие возмездия. Они стали адекватным ответом на размещение США ядерных ракет "Першинг" в Германии. Внешне отличить их вагоны от обычных не мог даже опытный железнодорожник с 50 метров, а подойти ближе никому из гражданских не удавалось. За день поезд БЖРК (Боевой железнодорожный ракетный комплекс) мог преодолеть расстояние свыше 1000 км. Через оживленные города ракетный поезд проходил только ночью. Поэтому такие поезда назывались "призраками" Каждый "Молодец" летел на расстояние более 10 тысяч километров. и, кроме 10 боеголовок по 500 Кт., нес комплекс преодоления противоракетной обороны.
БЖРК заставил не одно поколение американских военных опасаться того, что СССР всегда будет иметь возможность нанести ответно-встречный ядерный удар по Америке. Секретный объект "Василек" и еще несколько объектов под Пермью и Красноярском с такими же невинными названиями скрывали базы единственных в мире БЖРК. Только опытный глаз "железнодорожника" сразу бы отметил, что в отличие от обычных вагонов, на БЖРК стоит не четыре, а восемь пар колес. Состав состоял из локомотива, нескольких пассажирских и товарных вагонов.
Интересна история создания БЖРК. В начале 70-х годов наша разведка добыла американские планы создания поезда и его фотографии. Конструктору Владимир Уткину, возглавлявшему КБ "Южное" в Днепропетровске, понадобилось всего 3 года, чтобы представить военным свой проект ракетного поезда. Но тут выяснилось, что сами-то американцы ничего подобного не создают. Они лишь подбросили техническую дезинформацию, сфотографировав макет "ракетного поезда" на фоне природы. США сначала собирались делать БЖРК, но отказались от этой идеи, поскольку железнодорожная сеть страны была недостаточно разветвленной, что сковывало передвижение ракетного состава. Кроме того, многие железные дороги находились в частной собственности, что делало проход подобного состава коммерчески невыгодным.
Главными "врагами" БЖРК оказались не американцы, настоявшие на их утилизации в рамках договора СНВ-2, а собственное железнодорожное начальство. После первого же прохождения по дороге состав буквально в узел "завязывал" железнодорожные пути. А желающих платить за ремонт не нашлось. Поэтому с момента заступления на боевое дежурство в 1985 году БЖРК покидали территорию своих баз всего 18 раз и прошли всего 400 тысяч километров.
При создании БЖРК конструкторам пришлось столкнуться со множеством проблем. Первая из них – вес вагона с ракетой, который мог запросто повредить железнодорожное полотно. Поэтому, чтобы распределить вес равномерно, был создан специальный трехвагонный сцеп. Это также помогало сохранить рельсы от разрушения при старте ракеты, когда нагрузка резко возрастала. Второй проблемой был сам старт – запускать прямо из вагона было невозможно, поэтому было применено простое, но эффективное решение. Ракета "подпрыгивала" по минометному на 20-30 м, затем, находясь в воздухе, отклонялась с помощью порохового ускорителя, и только потом включался маршевый двигатель. Необходимость столь сложных маневров, которые военные назвали "танцем", была продиктована заботой о вагоне-носителе и железнодорожном полотне: без такого старта ракета легко сметет все на добрую сотню метров вокруг. Третьей проблемой стала необходимость вписать ракеты по габаритам в вагон-рефрижератор. Решение стало простым. Геометрию обтекателя сделали изменяемой. В момент выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера происходил наддув: металлический гофрированный обтекатель вытягивался как раздвижной стаканчик под действием порохового заряда (его еще называют "пороховой аккумулятор давления").
С момента появления БЖРД американцы и их союзники пытались найти способ их гарантированного уничтожения. Чтобы отслеживать перемещение этих поездов, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов. Но разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования. Была разработана секретная операция по выявлению советских ракетных поездов. Для этого, под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой. Но ничего не вышло – советская контрразведка вскрыла контейнер сразу же после ухода поезда из Владивостока.
Сегодня, на фоне обострения российско-американских отношений Москва готова снова достать свой "козырь", способный серьезно осложнить жизнь Вашингтона –программу создания железнодорожных ракетных комплексов.
Анонсировав возрождение проекта БЖРК, ни военные, ни промышленность не уточнили, какую именно ракету планируют спрятать в железнодорожном вагоне. Однако эксперты не без оснований полагают, что это будет РС-24 "Ярс", пришедшая на смену мобильному "Тополь-М". Ее особенность в том, что наследуя боевые достоинства "Тополь-М", она несет не одну, а три или более ядерных боеголовок индивидуального наведения.
По открытым данным, РС-24 – трехступенчатая твердотопливная ракета, имеющая вместе с боевыми блоками размер 23 метра. Ее вес с транспортно-пусковым контейнером не превышает 50 тонн. Обычный железнодорожный вагон имеет размер 25 метров и грузоподъемность до 60 тонн. То есть, в случае монтирования внутри него ракетного комплекса, "демаскирующих" БЖРК элементов в конструкции не будет.
Кроме того, при сохранении массогабаритных характеристик, в отличие от предшественника, новый БЖРК станет действительно мобильным, поскольку ему не нужна остановка для топопривязки перед запуском. У конструкторов появится возможность увеличить количество ракет в составе с 3 до 10 и более, сравняв боевой потенциал ракетного поезда со стратегической атомной подводной лодкой. Но, что самое важное, эта ракетная система будет полностью автономной.
Создание МБР небольшого размера позволяет их использование не только в грузовых вагонах поездов, но и в обычных контейнерах, которые перевозятся на кораблях и автомобилях. А это чревато таким неконтролируемым распространением ОМУ, какое и не снилось человечеству. Если ведущие военные державы осознают это, им не останется другого выхода, как вернуться к идее обеспечения равной безопасности для всех.

