Тайвань на распутье
16.12.2014 11:22
Премьер-министр Тайваня Цзян Ихуа подал в отставку после того, как правящая партия страны Гоминьдан проиграла на местных выборах 29 ноября. Ожидается, что в ближайшее время будут сделаны новые назначения в кабинет министров. Результаты голосования ещё не окончательные, но уже совершенно ясно, что Гоминьдан (КННП, Китайская Национальная Народная партия) проиграла своему традиционному сопернику — Демократической прогрессивной партии (ДПП).
Результаты выборов показали, что население острова не поддерживает курс лидера Тайваня Ма Инцзю на сближение с материковым Китаем, который давно стремится установить контроль над "мятежной провинцией". Тайвань, в свою очередь, с момента окончания гражданской войны в Китае в 1949 году пытается отстоять свое право на суверенитет.
Эксперты считают, что результаты местных выборов стали серьезным политическим ударом для Ма, второй и последний четырехлетний президентский срок которого заканчивается в 2016 году.
Лидеры Гоминьдана всегда способствовали развитию двусторонних отношений с Китаем, в то время как ДПП выступала против влияния Пекина на Тайвань. Население острова, как оказалось, поддерживает Демократическую прогрессивную партию в этом вопросе. В марте студенты целую неделю удерживали здание законодательного органа страны в знак протеста против заключения торгового соглашения с Китаем. Курс на сохранение культурной идентичности и особых прав ряда регионов Южного Китая, в том числе Гонконга (кит. название специальный административный район Сянган), Макао (САР Аомынь) и Тайваня, является основным вызовом для КНР и его стратегии "одна страна - две системы". Деловые круги указанных регионов заинтересованы в получении выгоды от доступа на гигантский рынок материка, однако не готовы пожертвовать своей идентичностью.
Пекин никогда не препятствовал становлению этих регионов с учетом их самобытности. Китай во многом шел на уступки этим административным единицам, позволяя им в определенной степени развиваться в отрыве от материка. Однако это никак не влияет на позицию КНР, в соответствии с которой Гонконг, Тайвань и Макао являются неотъемлемой частью Китайской Народной Республики. Жители "южных территорий", в свою очередь, настаивают на своей независимости и праве на суверенитет.
Кроме того, во многом на выбор граждан могли повлиять события в Гонконге, причиной которых считается желание населения выйти усилить свою независимость от Пекина. В связи с этим Wall Street Journal отмечает, что многие тайваньцы гордятся своей демократической системой и выразили поддержку требованиям жителей Гонконга о прямых выборах главы территории.
Сегодня Тайвань и Гонконг фактически создают реальный риск провала доктрины "одна страна - две системы" или объединения всех территорий Китая под флагом КНР.
Так или иначе, судьба Тайваня зависит не только от настроений, которые царят на острове, но и от того, признают ли независимость Тайбэя другие страны. Например, США, у которых с Тайванем всегда были тесные взаимоотношения, так и не признали суверенитет островной провинции КНР. Формально они даже согласились с принципом существования одного Китая и заявили, что не вмешиваются в отношения между Пекином и Тайбэем. Но в то же время подали Китаю сигнал: воссоединения с помощью военной силы они не допустят. В случае раскола государства и отделения части территорий, в мире появится слишком много желающих провозгласить независимость. Ситуация может выйти из-под контроля.
Кроме того, судя по той политике, которую сейчас проводит Китай, силового решения тайваньского вопроса ждать не стоит. КНР уже давно реализует политику "мягкой силы" в отношении других стран и подконтрольных территорий. Основным приоритетом Пекина (в формулировке китайского руководства) является "развитие принципов добрососедства, взаимного доверия и уважения". Именно поэтому Китай во многом идет на уступки тем регионам, с которыми у него складываются наиболее сложные взаимоотношения. Особенно с автономиями, где преобладающую роль играют национальные меньшинства.
Тайваню стоит учитывать, что китайские власти настроены осуществлять всестороннее сотрудничество с островной провинцией. В первую очередь, это выгодно самому Тайбэю, экономика которого в большой степени зависит от Китая. Более того, Тайвань может стать прецедентом мирного урегулирования такого рода споров. Это, безусловно, создаст благоприятный климат для полной интеграции КНР и может послужить конструктивным примером для решения проблем территориальной целостности в других странах.

