Глобальный ответ локальному терроризму
17.09.2014 17:04
В Париже 15 сентября состоялась международная конференция, посвященная координации усилий по обеспечению безопасности в Ираке и противодействию группировке "Исламское государство" Открывая встречу, в которой приняли участие представители более 30 государств, президент Франции Франсуа Олланд призвал мировое сообщество объединиться перед растущей угрозой терроризма.
"Эта террористическая группировка не только обезглавливала журналистов и сотрудников гуманитарных миссий. Она ответственна за убийства и похищения мирных жителей. Это группировка нападает на самых слабых, на самых незащищенных – женщин и детей. Эта группировка нападает на представителей религиозных меньшинств, преследуя и уничтожая их сообщества. Эта группировка действует на обширной территории в Ираке и Сирии. Эта группировка использует межгосударственные границы в своих интересах и даже выдает себя за государство. Такова угроза: она носит глобальный характер, а, значит, ответ на нее тоже должен быть глобальным", – заявил президент Франции.
Инициатива Олланда представляется весьма разумной. "Исламское государство" действительно представляет угрозу, которую мировое сообщество до недавнего времени игнорировало. Прежние союзники по коалиции против сирийского режима долгое время пользовались относительной свободой действий, что позволило им установить контроль над провинциями Дейр-эз-Зор и Ракка на севере Сирии – плацдарм для последовавшего наступления на Ирак. Своего рода возвращение к истокам – именно в Ираке в 2006 году путем объединения радикальных суннитских формирований была создана группировка "Исламское государство Ирак", которая на фоне сирийского конфликта в 2013 превратилась в "Исламское государство Ирака и Леванта", а в конце июня 2014 сократила название до "Исламского государства", объявив о воссоздании халифата на подконтрольных ей территориях.
Все это время бурная деятельность, развитая исламистами, не вызывала особого беспокойства ни в Европе, ни в США, поскольку она носила локальный характер. Радикалы формируют военизированные структуры, насаждая в захваченных городах нормы радикального ислама? Вовсе нет, ведь речь идет о Сирии, а значит, это "умеренные" повстанцы при поддержке населения противостоят режиму Башара Асада. Организуют контрабандные поставки нефти из захваченных месторождений? Отнюдь – они пытаются наладить экономику, чтобы удовлетворить потребности местных жителей. Устраивают массовые казни захваченных в плен солдат? Это война, нельзя возлагать всю ответственность на одну из сторон конфликта. Убит американский журналист? И вслед за ним британский? Постойте, это неприемлемо! Так дальше продолжаться не может!
Однако, как представляется, не гибель журналистов стала основной причиной, заставшей США и Европу изменить свою позицию относительно "Исламского государства". Отдельные инциденты складывались в общую картину постепенно: в январе террорист, вернувшийся из Сирии, был задержан в Великобритании, в марте – во Франции, за ним последовали трое членов "Исламского государства" в Германии, в августе еще троих боевиков арестовала полиция Нидерландов. Разумеется, это далеко не полный перечень – в Сирию и Ирак едут воевать из Норвегии, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Италии, Испании, Канады, США. При этом большинство боевиков являются гражданами (подданными) страны проживания, и могут без труда вернуться в благополучный Берлин, Рим или Нью-Йорк. Именно этот фактор превращает "Исламское государство" в глобальную угрозу, и, по всей видимости, вызывает наибольшее беспокойство Запада.
Опасность возвращения исламистов в своей речи подчеркнул французский президент. "Мы должны сделать все возможное, чтобы противостоять индоктринации нашей молодежи, препятствовать их вовлечению в вооруженные формирования, блокировать каналы джихадистов, лишить "Исламское государство" ресурсов и наказать всех, кто участвует в деятельности группировки, независимо от степени их вовлеченности", – заявил Олланд, добавив, что над разработкой соответствующего закона работает французский парламент.
В США к этой проблеме тоже отнеслись серьезно: борьба с перемещением боевиков стала отдельным направлением стратегии по противодействию "Исламскому государству", представленной Бараком Обамой.
"Работая с нашими партнерами, мы удвоим усилия по подрыву финансирования "Исламского государства", улучшим разведывательную деятельность, усилим оборону, будем противостоять его извращенной идеологии и остановим иностранных боевиков, которые прибывают и возвращаются с Ближнего Востока", – заявил американский президент.
Примечательно, что еще в конце августа Обама заявлял, что у США "пока что нет стратегии" борьбы с "Исламским государством". Между этим заявлением и обнародованием плана действий прошло немногим менее месяца. Исламисты воюют в Сирии почти три года. Почему Белый дом бездействовал все это время? Ответ все тот же – успехи боевиков в Сирии и Ираке не только не представляли глобальной угрозы, но и в определенной степени отвечали интересам США по ослаблению позиций сирийского руководства. Иными словами, "Исламское государство" практически полностью повторило судьбу "Аль-Каиды". Разве что Абу Бакр аль-Багдади, в отличие от Усамы бин Ладена, не успел рассказать The Independent, как его группировка "встает на путь мира". Видимо, какие-то уроки из обширного опыта "борьбы с терроризмом" все же были извлечены.

