Северный флот на страже российского Заполярья
11.09.2014 16:55
Наращивание военного присутствия в Арктике сегодня – одна из приоритетных задач России, поскольку этот регион был и остается важнейшей стратегической зоной страны. Более того – сейчас в арктической гонке за ледовые ресурсы планеты четко прослеживается не только экономический, но и военно-политический аспект. И Россия в этом отношении, что называется, не теряет времени даром.
При этом президент страны Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что Россия намерена развивать и укреплять свои позиции в регионе: "Многие воспринимают нашу активность настороженно. Однако следует понимать - Россия не собирается с кем-то воевать и действует исключительно в рамках международного права. Мы учитываем интересы других стран, и будем добиваться приемлемых компромиссов, при этом, безусловно, отстаивая собственные интересы".
Очередной важнейший шаг на пути к возобновлению военного присутствия в этом важном для страны регионе - создание военной базы на архипелаге Новосибирские острова, которая будет действовать здесь на постоянной основе.
В начале сентября в Баренцево море отправился отряд кораблей и судов обеспечения Северного флота РФ. "По направлению к архипелагу Новосибирские острова вышли большой противолодочный корабль "Адмирал Левченко", большие десантные корабли "Георгий Победоносец" и "Кондопога", танкер "Сергей Осипов", спасательный буксир "Памир" и вспомогательное судно для подводных грузовых работ "Александр Пушкин", - сообщил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королев.
Помимо этого, к очередному масштабному арктическому марш-броску планируется привлечь также самолеты и вертолеты морской авиации Северного флота. Осуществлять ледокольную проводку кораблей в суровых условиях Заполярья будут ледоколы госкорпорации "Росатом".
Главная цель очередного похода – доставить на архипелаг личный состав, а также технику и имущество тактической группировки Северного флота. Нести круглогодичное боевое дежурство на Новосибирских островах военнослужащие будут уже с этого года.
Нынешний ледовый поход стал уже третьим по счету в новейшей российской истории освоения Арктики. Два года назад морские пехотинцы Северного флота впервые в истории ВМФ России десантировались на побережье острова Котельный архипелага Новосибирские острова.
В сентябре 2013 года корабли Северного флота предприняли беспрецедентный ледовый поход в Арктику для восстановления заброшенного аэродрома "Темп" на Новосибирских островах.
В походе был задействован весь атомный надводный флот России - тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" и четыре атомных ледокола госкорпорации "Росатом" — "Ямал", "Вайгач", "50 лет Победы" и "Таймыр". Они доставили на остров Котельный специальный отряд из 150 человек, а также 40 единиц различной техники, топливо и продовольствие.
Аэродром на Новосибирских островах был построен еще в советское время. Он начал свою работу в 1949 году и принимал самолеты вплоть до начала 90-х годов, когда распался Советский Союз и исследования Арктики были приостановлены. Соответственно, аэропорт был заброшен.
Восстановить инфраструктуру острова и построить аэродром удалось в рекордно короткие сроки - всего за пару месяцев. Сейчас на острове создан модульный жилой комплекс для полярников, а в конце октября 2013 года на взлетно-посадочную полосу аэродрома приземлился первый самолет российской военно-транспортной авиации Ан-72, на борту которого находилась рабочая группа Министерства обороны.
Авиасообщение между островом Котельный и Большой Землей планируется сделать круглогодичным и всепогодным.
Важно отметить, что архипелаг Новосибирские острова – одна из главных стратегических точек России на северном направлении. Он расположен восточнее полуострова Таймыр, разделяет море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, прикрывая, таким образом, восточную часть Северного морского пути. Все это позволяет России контролировать с помощью авиации обширную прилегающую зону, которая расположена восточнее Таймыра и западнее Чукотки.
Реконструированный аэродром "Темп" используется не только по своему прямому назначению, но и в качестве тренировочной базы российских военнослужащих. Показательной в этом отношении стала массовая высадка военных в районе Северного полюса в марте этого года – крупнейшая за последние несколько лет. Всего в дивизионно-командных учениях было задействовано 36 судов военно-транспортной и армейской авиации, а также 500 единиц техники - боевые машины десанта, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки, снегоходы, квадроциклы и др.
В Арктику на аэродром "Темп" десантировался парашютно-десантный батальон Ивановского соединения ВДВ из 350 человек. А в начале апреля того же года "крылатая пехота" высадилась на льдину дрейфующего лагеря "Барнео", где десантники провели учебную операцию по спасению терпящих бедствие полярников, показав свои навыки выживания в условиях Крайнего Севера.
Сегодня, в век масштабного освоения Севера, можно с уверенностью сказать – у России есть все возможности, чтобы отстаивать свои интересы в Арктике, укреплять военную мощь и задействовать все ресурсы для развития Заполярья.

