Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Исламский фундаментализм не пройдет

Поставить прочный заслон идейным основам терроризма чрезвычайно трудно, но необходимо

10.07.2014 15:31

Александр Новик

Чтобы усилия по борьбе с терроризмом и экстремизмом в Европе и Российской Федерации увенчались успехом, необходимы, прежде всего, эффективные меры по противодействию их идейной основе – исламскому фундаментализму, и по ослаблению его влияния на умы истинных мусульман.

Одной из влиятельных мировых религий, которую исповедует сегодня каждый пятый житель планеты, является ислам. Как учение, ислам представляет собой цельное мировоззрение, основанное на откровениях Всевышнего Аллаха с универсальным содержанием духовно-нравственного, научно-философского, общественно-политического и экономического порядка, открывает пути, ведущие к счастью и процветанию. В социальном плане первозданный ислам преследует цель формирования добродетельной личности, здоровой семьи и гармоничного общества на основе высоких нравственных норм. Так что не все в исламе так плохо, как утверждают его оппоненты. Проповедуя высокие духовно-нравственные нормы в обществе, ислам довольно быстро распространил свое влияние на планете и приобрел большое количество сторонников.

Однако на определенном этапе развития в исламе возникли и получили распространение фундаменталистские течения. Произошло это в XVII веке как реакция на пропаганду и проникновение в исламскую среду "ценностей западной цивилизации", потребительской психологии и культа материальных излишеств, сопровождающихся ухудшением экономических условий жизни мусульман, резким социальным расслоением в мусульманском обществе.

Исламский фундаментализм декларирует необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований Корана и других священных в данной религии книг, а также "освобождение мусульманских земель от колонизаторов". Известынй американский исламовед, профессор Джорджтаунского университета Джон Эспозито в своей книге "Исламская угроза: миф или реальность?" по поводу причин возникновения исламского фундаментализма отмечает: "…вдохнуть жизнь в мусульманские правящие учреждения и в общество можно лишь одним способом: вновь утвердить исламский закон, сделать его основой государств и общества, которые должны руководствоваться исламом и опираться на социальную справедливость …Слабость и подчиненное положение мусульманских государств – это следствие безбожия мусульман, которые уклонились от пути, начертанного Богом, и предпочли ему светские, материалистические идеологии и ценности Запада или Востока – капитализм".

Теория и практика исламского фундаментализма отличается разнообразием. В отдельных исламских государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей (как это случилось в Иране). В ряде других - фундаменталистские движения находятся в оппозиции существующим светским государственным институтам, а для борьбы с властью отдельные группировки используют, в том числе, методы терроризма.

В условиях российской действительности исламский фундаментализм приобрел ярко выраженный негативный смысл, радикальный и воинственный характер, что вписывается в общий контекст исламофобии, кавказофобии и прочих фобий. Распространение, рост влияния исламского фундаментализма в России, особенно на Северном Кавказе, объясняется целым рядом факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего, это обострение социально-экономической и политической обстановки в 90-х годах в Российской Федерации в целом и на Северном Кавказе в частности; резкое расслоение людей по социальному и имущественному признаку; массовая безработица, а также рост преступности и др. Многие мусульмане видят причину своих бед и страданий именно в социальной несправедливости, бедности и нищете, что и толкает их в ряды борцов за справедливость.

В то же время, на формирование в России исламского фундаментализма радикального, воинствующего толка  значительное влияние оказали подобные движения в зарубежных странах исламского мира. Именно этот фактор способствовал тому, что отдельная часть радикально настроенных фундаменталистов составила лагерь исламских экстремистов и террористов, сформировала бандитское подполье на Северном Кавказе. Идеологической основой деятельности этой части фундаменталистов является "джихад меча" - четвертая ваххабитская форма борьбы за веру, борьбы на пути к Аллаху, или "вооруженной борьбы с неверными, павшие в которой будут вечно блаженствовать в раю". Этих фундаменталистов еще называют "ваххабитами".

Практическим воплощением идей ваххабизма, как идеологии исламского фундаментализма радикального толка явилось провозглашение на Северном Кавказе 30 октября 2007 года виртуального исламского государства "Имарат Кавказ", стратегической целью которого является силовое отделение Северного Кавказа от России и создание в регионе независимого исламского государства по законам шариата.

В этом и состоит реальная опасность деятельности "Имарата Кавказ", основными методами действий которого являются террористические акты, обстрелы и подрывы, а также иные акции устрашения населения, представителей власти и духовенства, исповедующего нормы традиционного ислама и выступающего против экстремистской идеологии. Борьба с террористами на Северном Кавказе ведется бескомпромиссно и, во многих случаях, небезрезультативно, но этого мало. Взрывной характер сегодняшней обстановки в регионе придает сложная социально-экономическая ситуация, низкий уровень жизни большинства населения, массовая безработица, коррупция, подрывающая всякое доверие к власти.

Без решения этих проблем влияние ваххабизма не преодолеть. Это основа, базис всей дальнейшей работы по оздоровлению обстановки, как на Северном Кавказе, так и во многих европейских регионах.

Многие эксперты видят приоритетный путь в противодействии идеям ваххабизма в повышении уровня духовно-нравственного воспитания молодежи, имеющей решающее значение для будущего.

В борьбе с идеями исламского фундаментализма большая роль принадлежит мусульманскому духовенству традиционного ислама, которое повсюду сохраняет твердые позиции. В то же время, как отмечают эксперты, их потенциал используется не в полную силу, не всегда обеспечивается должным образом их личная безопасность.

В целом, проблема борьбы с приверженцами исламского фундаментализма, как идейного источника насилия в России и Европе многогранна, чрезвычайно деликатна и, безусловно, требует дальнейшего изучения учеными, политологами, теологами и социологами высокого профессионального уровня. Поставить прочный заслон идеям исламского фундаментализма чрезвычайно трудно, но предпринимать действия по наращиванию усилий в этом направлении архи необходимо, так как усиление современного "исламистского религиозного терроризма" представляется наибольшей угрозой не только для России, но и угрозой для Европы и всего человечества.