Американцы возвращаются в Ирак
18.06.2014 17:57
Вооруженные формирования отпочковавшейся от "Аль-Каиды" мусульманской суннитской группировки "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ) в начале июня подняли восстание. Сначала оно охватило второй по величине город Мосул на севере Ирака, а затем боевики установили контроль над всей территорией провинции Найнава.
В ходе боев против подразделений национальной армии к 17 июня исламские боевики овладели городами Ар-Румади, Тикрит, сотнями других населенных пунктов и в целом успешно продвигаются в направлении Багдада. Их передовые отряды уже отмечены примерно в 100 километрах от иракской столицы. Правительственные силы уже утеряли контроль почти над четвертью территории Ирака.
Но что это за группировка - "Исламское государство Ирака и Леванта"? Она создана специальными службами Саудовской Аравии и Катара при мощнейшей политической и информационной поддержке США. Цель - военные действия в Сирии, свержение президента Башара Асада. Именно здесь ее вооруженные формирования обрели опыт ведения боев против регулярной армии. Однако после целой серии поражений и довольно значительных потерь в личном составе лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади был вынужден вывести из Сирии свои основные силы и сосредоточить усилия на свержении власти в Ираке. Судя по всему, решение об этом было принято по настоянию кого-то из создателей-спонсоров.
В Пентагоне утверждают, что активизация исламистов в "иракском треугольнике" стала неожиданностью для американцев, главных "реконструкторов" Ирака. До этого руководители разведывательного сообщества и представители внешнеполитического ведомства США всячески бравировали "достигнутыми успехами" американской политики на Ближнем и Среднем Востоке, оправдывая свое участие в подрывной деятельности против целого ряда государств. Бывшая госсекретарь США многоопытная Хиллари Клинтон в своей книге мемуаров оценивает "демократизацию" Ближнего Востока в качестве "несомненного достижения" американской политики. Очевидно, она имеет в виду бомбежки Ирака, скорый суд и циничную казнь Саддама Хусейна, свое откровенное удовольствие от дикой расправы над Муаммаром Каддафи, а также страстное удовлетворение приходом к власти в Египте "братьев-мусульман"…
США на словах сулили Ираку чуть ли не "зарю демократии" времен Джефферсона. На деле же все получилось ровно наоборот. Под лозунгом борьбы с приверженцами "баасистского режима" (БААС – Партия арабского социалистического возрождения Ирака, правящая при бывшем президенте С.Хуссейне) шииты из "Армии Махди" в 2005-2006 годах осуществили массовую резню собратьев-суннитов - при явном попустительстве оккупационных сил, костяк которых составляли ВС США. Вполне закономерно, что сунниты не простили тем, кто покрывал эти преступления, и тем более тем, кто их совершал.
Диверсии против коалиционных сил в Ираке, основу которых составляли ВС США, возрастали в геометрической прогрессии. Увеличивались и потери в личном составе. В результате к концу 2011 года американцы были вынуждены срочно убраться из страны, оставив новым иракским властям горы неразрешенных проблем и клятвенных заверений в оказании помощи. Но все было быстро забыто, и правительство Аль-Малики, в условиях начавшегося процесса создания новых структур национальной армии и сил безопасности, оказалось один на один перед лицом углубляющихся религиозных противоречий, возрастающей экстремистской активности.
Как признался Пентагон, на момент восстания суннитов в июне текущего года общая численность иракских силовых структур, которые готовили американцы, насчитывала примерно миллион человек. О качестве их профессиональной подготовки можно судить по тому, что исламистам потребовалось немногим более двух недель, чтобы нейтрализовать наиболее боеспособные армейские подразделения, захватить военную технику и арсеналы с оружием. На захваченных территориях введены и уже действуют законы шариата, а в населенных пунктах совершаются массовые казни бывших иракских военнослужащих и тех, кто сотрудничал с властями. Так, только в одном Тикрите, родном городе Хусейна, боевики ИГИЛ публично расстреляли более ста слушателей военной академии.
В Багдаде идет массовое сокращение дипломатических и других иностранных представительств. Администрация США принимает спешные меры по усилению безопасности своего посольства, эвакуируя часть персонала и увеличивая охрану. В ближайшее время численность морских пехотинцев на территории американского дипломатического представительства планируется довести до 375 человек. В акваторию Персидского залива введена ударная авианосная группа во главе с АВМ "Джорж Буш". Пентагон предупреждает исламистов о готовности нанесения по ним авиационных ударов в случае попыток захвата территории американского посольства.
Таким образом, вялотекущий конфессиональный конфликт между суннитской и шиитской общинами, в котором только в прошедшем году погибло около 9 тысяч человек, принял открытую военную форму гражданской войны. Глава правительства Ирака Аль-Малики (шиит) объявил всеобщую мобилизацию населения. С начала активных военных действий центральные и северные районы страны покинули более миллиона иракцев и приютившихся здесь сирийских беженцев.
Страна оказалась фактически расколотой на три обособленные части: в приграничных с Турцией северных районах проживают в основном иракские курды, безопасность которых обеспечивают местные формирования национальной самообороны "пешмерга". Они хорошо подготовлены и в достаточной степени вооружены. Юг находится под контролем шиитских вооруженных формирований "Армии Махди". Сунниты в лице "Исламского государства Ирака и Леванта" намерены в ближайшей перспективе восстановить свое былое влияние в традиционных районах своего обитания в центральной части Ирака.
С большой долей уверенности можно полагать, что эскалация конфликта в Ираке может способствовать расколу страны на три части - по этническому и конфессиональному признакам. Проживающие на севере иракские курды еще при правлении Саддама де-факто добились территориального отделения от государства, получив автономию. Последние события лишь подтолкнут их к объявлению полной независимости от центральных властей и созданию де-юре своего национального государства.
Шиитский юг, как и север, богатый месторождениями нефти, при поддержке соседнего Ирана, может пойти на установление административной границы с центральными районами. Уже сейчас правительство Ирана предлагает премьер-министру Аль-Малики широкую военную помощь в обуздании суннитских боевиков, участии своих воинских подразделений в составе формирований "Армии Махди". По данным западных информационных агентств, в настоящее время в Ираке действуют до двух тысяч инструкторов Корпуса стражей иранской революции, занятых профессиональной подготовкой иракских военных.
Некоторые политические "прогнозеры" предрекают возможность установления между Ираном и США чуть ли ни военного союза для того, чтобы остановить в Ираке ползучую экспансию суннитского экстремизма и не допустить дальнейшего обострения гражданской войны. Можно полагать, что Вашингтон не будет препятствовать ограниченному участию Тегерана в нейтрализации формирований ИГИЛ. Администрация Барака Обамы уже поспешила внести эту группировку в список террористических организаций. Но с оговоркой – "действующей в Ираке".
Вряд ли можно рассчитывать на подобную трансформацию ирано-американских отношений: между государствами слишком много накоплено недоверия и негатива, несмотря на обоюдную заинтересованность в преодолении многих и важных разногласий. Прагматичное иранское руководство взяло курс на снижение напряженности вокруг страны, возврат к себе международного доверия и восстановление равноправных отношений с ведущими государствами мира.
Вместе с тем Тегеран всегда с опаской будет строить отношения со странами, придерживающимися политики двойных стандартов, пытающимися навязать свою волю в решении судеб других народов. Своеобразной "лакмусовой бумагой" в отношениях с США прежде всего будет служить позиция Вашингтона по дружественной Тегерану Сирии, где террористическая деятельность ИГИЛ не находит осуждения со стороны американской администрации. А это и есть проявление двойных стандартов в политике.
И еще. В Тегеране прекрасно понимают, что Вашингтон не позволит иракским властям допустить полный разгром ИГИЛ в Ираке, так как эта группировка – плод союзнических отношений американцев с Катаром и Саудовской Аравией, главных игроков на Аравийском полуострове и в арабском мире. Группировка Абу Бакра аль-Багдади (или ее последователи под новым наименованием) должна всегда быть под рукой Вашингтона, чтобы в нужный момент служить надежным инструментом американской политики в регионе.
Быть может, по этой причине американцы и наращивают свое военное присутствие в Ираке и в зоне Персидского залива.

