Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Статус - особый, права ? равные.

10.03.2004 00:00

Григорий Аполонов

В частях и подразделениях Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ СНГ) в зоне конфликта в Абхазии, Грузия провела работу комплексная группа офицеров Главного командования Сухопутных войск, под руководством заместителя Главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе генерал-майора Александра Чечетченко.

Наш корреспондент попросил его ответить на ряд вопросов, касающихся целей и задач их пребывания в КСПМ СНГ.

- Товарищ генерал-майор, каков план работы возглавляемой Вами группы?

- Как известно, 14 марта этого года состоятся выборы Президента Российской Федерации. Основной задачей представителей Главкомата Сухопутных войск как раз и является оказание действенной помощи командованию КСПМ СНГ и уполномоченным должностным лицам в подготовке, порядке организации, обеспечении легитимности и законности в проведении выборов. Специфика прохождения военной службы воинами-миротворцами с учетом дислокации воинских частей за пределами России, а также их особым статусом, устанавливает ряд особенностей участия военнослужащих в столь ответственном для страны мероприятии.

- Если можно, пожалуйста, подробнее.

- В статье 32 Конституции Российской Федерации и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" определено, что лица, имеющие российское гражданство, обладают правом избирать и быть избранными в органы государственной власти. Всеобщее и равное избирательное право - это одни из важнейших принципов избирательного права, без соблюдения которых не может быть правдивых выборов. Эти избирательные стандарты закреплены во всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах и документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации имеют равные с другими гражданами избирательные права, даже находясь за сотни километров от Родины. Важно, чтобы выборы прошли в спокойной, деловой обстановке, без инцидентов и каких-либо эксцессов.

- Как известно, помимо прав, избирательное законодательство содержит и ряд общих ограничений, касающихся организации выборов Президента Российской Федерации с участием военнослужащих.

- Да. Прежде всего, это запрещение воинским частям, военным учреждениям проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы. На территории воинских частей не могут проводиться публичные предвыборные мероприятия, вывешиваться какие бы то ни было агитационные материалы. Кроме того, воинские учреждения и организации не могут производить пожертвования в избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Хочу отметить, что командование КСПМ СНГ в зоне конфликта в Абхазии, Грузия очень внимательно, ответственно и взвешенно отнеслось к поставленной задаче. С момента старта избирательной кампании и до настоящего времени ни в одном из базовых районов или наблюдательных постах каких-либо нарушений законодательства не зафиксировано.

- Товарищ генерал-майор, где и как граждане Российской Федерации смогут реализовать свое конституционное право избирателя?

- В настоящее время в соответствии с утвержденным Центральной избирательной комиссией России Календарным планом продолжаются предусмотренные законом мероприятия по подготовке и проведению выборов главы государства. В России и за ее пределами будет образовано около 95 тысяч участковых избирательных комиссий. Одна из наиболее ответственных задач, стоящих перед ними - тщательное составление и проверка списков избирателей, так как около 100 000 потенциальных избирателей в этот день будут находиться за территорией Российской Федерации. В целях реализации избирательных прав граждан Российской Федерации на территории Абхазии, Грузия будет образовано пять избирательных участков, которые в настоящее время обеспеченны законодательно-правовыми изданиями и необходимыми атрибутами российской государственной символики. Военнослужащие КСПМ СНГ и гражданские лица смогут принять участие в голосовании в городах Сухуми, Гагра и Гудаута, которые будут действовать на территории военных санаториев Министерства обороны Российской. Кроме того, с 10 марта выездные избирательные комиссии начнут свою работу по проведению досрочного голосования по всей территории зон безопасности и ограничения вооружений. Ящики для голосования будут доставлены во все наблюдательные и контрольно-пропускные пункты КСПМ СНГ.

- Александр Витальевич, в международных документах в области развития и защиты прав человека используется термин "свободные и справедливые выборы". Какие стандарты и критерии должны при этом соблюдаться?

- Конечный показатель того, являются ли выборы свободными, это то, насколько они способствуют полному выражению политической воли народа. Именно эта воля в соответствии со статьей 21 Всеобщей декларации прав человека представляет собой основу власти правительства. Свободные выборы также неразрывно связаны с механизмом тайного голосования. Для обеспечения справедливых выборов тоже необходим ряд правовых и организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности, мошенничества и фальсификаций. Это, в первую очередь, гласность и открытость работы избирательных комиссий, обязанность публикации полных данных, содержащихся в протоколах о результатах выборов на всех уровнях, возможность присутствия на участках независимых наблюдателей от любых партий. Прошедшие в декабре пошлого года выборы депутатов Государственной Думы Федерального собрания 4 созыва продемонстрировали высокий организационный уровень и ответственный подход всех должностных лиц КСПМ. Уверен, что проведение выборов главы государства также будет организовано в соответствии с законном и нормами международного избирательного права.

- Александр Витальевич, несомненно, очень важен и четкий порядок организации и проведения выборов. Но не менее - и конечный результат, то есть процедура подсчета голосов.

- Что касается процедуры голосования и обнародования результатов выборов, то по этим вопросам российское законодательство предусматривает выполнение ряда положений международных документов, с которыми члены участковых комиссий были ознакомлены на проведенных теоретических и практических занятиях. В соответствии с ними, представители участковых и выездных избирательных комиссий, которые будут функционировать в регионе, установят итоги путем подсчета голосов, которые и внесут в протоколы. Заверенные копии этих документов сразу после их оформления передаются наблюдателям, а также членам с совещательным голосом. Все представители участковых избирательных комиссий уведомлены об административной и уголовной ответственности за неправильный подсчет голосов, подделку документов, не предоставление наблюдателям сведений об итогах голосования и другие противоправные действия или бездействия. Уверен, что работа, проделанная на всех уровнях и местах, даст позитивный результат, а реализация избирательного права российских граждан будет способствовать более полному осуществлению и претворению в жизнь принципов выборной демократии, закреплению прогрессивных преобразований, проходящих в России. Виктория Деева