Последние дни отца цветных революций
09.02.2014 17:52
Настоящей сенсацией стала информация о том, что посол США в России Майкл Макфол собирается уехать из Москвы сразу после завершения Олимпиады. Официальным основанием для своей отставки он назвал "семейные обстоятельства", однако, по мнению большинства аналитиков, как российских, так и зарубежных, причина вовсе не в этом. Эксперты считают, что он не смог обеспечить выполнение задач Госдепа.
Майкл Макфол, "в миру" профессор политологии Стенфордского университета, главный специалист по России в Америке, стал официальным представителем США в Москве в 2012 году. Однако его знакомство с Россией началось задолго до этого, еще в 1990 году, когда он в течение 6 лет работал в Национальном демократическом институте в России (NDI). В последние годы он работал в администрации Барака Обамы, одновременно являясь старшим директором по делам России и Евразии Службы национальной безопасности США.
Несмотря на то, что сам Макфол больше ассоциирует себя с учеными кругами, на деле он является высококлассным и узкоспециализированным политтехнологом с весьма специфическим бэкграундом. Весь мир знает его не только как автора книг и теоретика "цветных революций", но и как подлинного отца некоторых из них.
Анализируя деятельность этого ученого, исполнительный директор Института Рона Пола за мир и процветание Дэниэл Макадамс говорит о том, что именно ему принадлежит не раз опробованная тактика "поддержания оппозиции под националистическим флагом". В таких случаях "американский" кандидат, на словах позиционирующий себя как "националист", пусть и получающий зарплату в посольстве США, зачастую приобретает немалую популярность, вплоть до полного свержения существующей власти. Макадамс также называет "Национальный фонд демократии" – детище Майкла Макфола – "машиной цветных революций" и "реликтом эпохи холодной войны", позволяющей Госдепу США "открыто делать то, что специальные службы делают тайно, – ослаблять и менять недружественные режимы".
В то время как американский посол называет волнения 2012 года и свой приезд совпадением, многое говорит о том, что этот момент был выбран не случайно. Вероятно, подготовка российской оппозиции к его приезду велась дистанционно, ведь на должность посла он был официально назначен еще в 2011 году, а так называемое "согласование документов в Конгрессе", длившееся почти год, на самом деле было подготовкой к Болотной площади, на которую Майкл Макфол и высадился.
Сразу после своего приезда дипломат занялся "публичной дипломатией" – тем, что ему, по собственным словам, "особенно по душе". Первым делом новый посол провел встречи с представителями оппозиции – Борисом Немцовым, Евгенией Чириковой, Сергеем Митрохиным и Ильей Пономаревым, в спешном порядке раздавая им "инструкции" из Белого Дома.
Говоря об отставке Макфола, официальный представитель Госдепа США Дженнифер Псаки подчеркнула, что это "никак не связано с его просчетами, в частности, по проблемам Сирии и России". Псаки ничего не сказала о том, что Макфол все-таки провалил "белоленточную" или "снежную революцию" в 2012 году в Москве, а в сирийском вопросе не смог оказать достаточное влияние на российскую общественность, чтобы США смогли беспрепятственно свергнуть правительство Асада. Но именно в России знания и практический опыт Макфола по организации "цветных революций" оказались абсолютно неуместными.
Своим основным достижением Майкл Макфол с гордостью называет "перезагрузку" отношений с Кремлем. В то же время в своем интервью "Коммерсанту" он говорит о том, что также гордится практикой "двойного участия" – "вступать в непосредственный контакт с гражданской общественностью и защищать общечеловеческие ценности, продолжая сотрудничество с российским правительством". Занятная форма противопоставления правительства и граждан, не правда ли?
Макфол не отрицает и того, что после окончания срока в качестве посла США в Москве он продолжит работу в администрации Барака Обамы, очевидно, в той же роли эксперта по России. О своих приоритетах на будущей должности он говорит так: "укрепление связей между деловыми кругами и гражданскими обществами наших двух стран".
Наиболее точно и лаконично подвел итоги работы Макфола профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев: "Макфол, к сожалению, не ставил своей целью улучшение отношений между нашими странами. Все, чем он здесь занимался, довольно открытая и бесцеремонная поддержка российской оппозиции. Возможно, следующий посол будет более адекватным и не станет заложником позиции только одной из наших политических сил".

