Не просто выбить почву из-под ПРО США
Казалось бы, приостановка ядерной программы Ирана делает это, но...
02.12.2013 13:10
Недавний дипломатический марафон в Женеве, воплотившийся в соглашение между Ираном и "шестеркой" (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия) по ядерной программе Тегерана, все мировые СМИ сразу же окрестили "историческим" (отношения между США и Ираном были разорваны со времен Исламской революции 1979 года).
Документ, согласованный в результате долгих переговоров, рассчитан на полгода и является, по сути, рамочным соглашением, неким планом действий, который предполагает конкретные шаги Исламской республики. В ответ западные страны ослабят санкции, которые серьезно препятствуют развитию иранской экономики. Таким образом, ближайшие полгода станут "тестовыми" для Тегерана, и если он сдаст "экзамен", находясь под строжайшим контролем международного сообщества, стороны подойдут к заключению более детального, всеобъемлющего соглашения.
На следующий день после подписания соглашения между Ираном и "шестеркой" глава МИД России Сергей Лавров заявил в Риме, что "если договоренность по Ирану будет реализована, отпадет причина, которая называется в качестве "необходимой", когда речь идет о создании в Европе системы ПРО".
Дело в том, что именно Иран считается в США "наибольшей ракетно-ядерной угрозой" для страны. Для защиты комитет по делам вооруженных сил палаты представителей Конгресса предложил в прошлом году выделить $5 млрд для создания к концу 2015 года третьей базы противоракет на восточном побережье США.
Посол США в Москве Майкл Макфол 26 ноября заявил, что "результат переговоров в Женеве стал большим достижением, однако процесс только начался, и говорить, как договоренности "шестерки" с Ираном скажутся на программе ПРО США, пока рано".
"Иран гарантированно не создаст ядерного оружия", - уверен академик Алексей Арбатов, но он не сомневается и в том, что достигнутые в Женеве договоренности никак не повлияют на процесс размещения системы ПРО в Европе. "По вопросу иранских ракет в женевских соглашениях речи не ведется. Программа ПРО в Европе будет осуществляться в меру финансовых возможностей США и НАТО. Женевские договоренности разве что ослабляют спешность реализации этой программы".
Находясь в Польше в начале ноября, госсекретарь Джон Керри заявил: "Планы по ПРО актуальны. В октябре мы уже начали работу и к 2018 году разместим все, что планировалось. Не думаю, что будут какие-то изменения". Он уверил, что к этому времени "в Польше будет действовать щит ПРО". А уже в 2015 году Пентагон намерен разместить мобильные батареи противоракет SM-3 в Румынии.
Между тем, соглашение с Ираном аннулирует последние аргументы в пользу развертывания американских противоракет в Европе и в Средиземном море, тем более, что, по признанию представителей Пентагона, ракетные потенциалы Тегерана надежно перехвачены 24 батареями системы ПВО/ПРО "Пэтриот", размещенными в шести государствах Персидского залива, корабельными ракетами-перехватчиками ВМС США SM-3, расположенными в его зоне (боекомплект до 300 ракет, поскольку в Аравийском море постоянно находятся несколько таких кораблей), а также эффективными средствами ПРО Израиля. К этому надо добавить еще две батареи противоракетной системы THAAD (в общей сложности 96 ракет-перехватчиков с двумя РЛС), которые США поставили в ОАЭ в конце декабря прошлого года. Вашингтон также дал добро Кувейту на продажу 209 ракет "Пэтриот" повышенной точности.
ПРО США рассматривается в России как элемент ядерной стратегии США, которая сохраняет возможность нанесения упреждающего ядерного удара – фундаментального реликта времен холодной войны, не отмененного и поныне. Это подтверждает исследователь Центра военно-морского анализа (Александрия, штат Вирджиния) Митчел Гарсон: "Характерной чертой в ядерной политике США является то, что Соединенные Штаты постоянно сохраняют выбор использовать ЯО в конфликте первыми".
В свою очередь, официально озвученная Военная доктрина России не предполагает применения ядерного оружия в качестве упреждающего ядерного удара, что подтверждает приверженность продекларированному еще Советским Союзом отказу от применения ЯО первым. Из этого вытекает, что в случае гипотетического контрсилового удара по стратегическим силам России ее ответный удар оставшимися средствами будет значительно ослаблен или даже блокирован системой ПРО США.
В последнем докладе Международной комиссии по ядерному нераспространению и разоружению предъявлено требование к ядерным державам принять к 2025 году положение о неприменении ядерного оружия первыми. Используя позитивный тренд в международных отношениях, сложившийся после соглашений по уничтожению химоружия в Сирии и приостановке ядерной программы Ирана, Россия могла бы инициировать саммит глав пяти ядерных держав для принятия декларации об отказе от применения ЯО первыми. Китай, очевидно, поддержал бы такое предложение, поскольку его ядерная доктрина исключает применение ЯО первым.
Однако согласие США на участие в таком саммите имеет почти нулевую вероятность. Невелика она и со стороны Великобритании и Франции. Отказ от неприменения ядерного оружия первыми высветил бы истинное место системы противоракетной обороны США в их ядерной стратегии.

