Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Африке надоели пираты

02.09.2013 15:29

Валентин Крюков, политический обозреватель

Вопросам обеспечения безопасности морского судоходства в водах Гвинейского залива была посвящена проходившая на минувшей неделе в экономической столице Нигерии, городе Лагосе, международная конференция с участием начальников штатов ВМС стран Западной Африки и представителей крупнейших мировых судоходных компаний. В ходе работы форума рассматривались возможности противостояния растущей угрозе для морской торговли и экономического развития стран региона и континента в целом со стороны преступных элементов, в первую очередь пиратов.

Гвинейский залив в последние годы превратился в один из опаснейших районов мира для судоходства. Чернокожие флибустьеры действуют дерзко и практически безнаказанно. Чаще всего они берут на абордаж танкеры, перекачивают нефть на свои суда, а затем продают её на "черном рынке", и это приносит им быстрый и высокий доход. Торговые суда в заливе никто не охраняет. Как правило, морские разбойники совершают нападения в территориальных водах одной страны, а скрываются у берегов другой. По данным Международного морского бюро, в 2012 году в водах Гвинейского залива нападению подверглись 58 судов. Почти половина пиратских вылазок приходится на внутренние воды Нигерии.

Атаки на суда зафиксированы и у побережья соседних с ней стран - Камеруна, Бенина, Кот-д'Ивуара. Благоприятными условиями для вылазок пиратов служат отсутствие спокойствия в регионе, а также высокая стоимость нефти на мировых рынках. Между тем из прибрежных стран в Северную Америку и Европу ежедневно поставляется свыше 3 млн. баррелей нефти.

Как отметил на конференции начальник штаба ВМФ Нигерии вице-адмирал Деле Эзеоба, "пираты стали настоящей угрозой для морской торговли и экономического прогресса Африки. Грабеж нефти, товаров промышленного назначения наносит прямой ущерб не только прибрежным странам, но и не имеющим выхода к морю". За последние 10 лет из-за кражи нефти морскими бандитами страны региона потеряли 100 млрд. долларов. Этому виду преступления сопутствуют захват заложников, повреждение средств доставки нефти потребителям и её хищение, загрязнение окружающей среды. Военные считают, что преступные сообщества пользуются тем, что странам региона "не удалось до сих пор наладить эффективное сотрудничество на тактическом и оперативном уровнях".

Встреча в Лагосе призвана была выработать конкретные шаги в деле обеспечения безопасности морского судоходства в Гвинейском заливе, общая стратегия которой была определена ещё в июне в столице Камеруна на саммите Экономического сообщества стран Западной Африки, Экономического сообщества стран Центральной Африки и Комиссии стран Гвинейского залива с участием 25 глав государств. На нём было заявлено, что страны Африки не могут более позволить, чтобы их природные богатства безнаказанно расхищались, и что "настало время проявить жесткость в борьбе морскими пиратами".

Итогом работы форума в Лагосе стало решение сделать упор на координацию оперативных действий военно-морских сил стран региона для борьбы с пиратством, сформировать своего рода силы быстрого реагирования. Такая тактика уже применялась у побережья Восточной Африки. Присутствие там международных военно-морских сил, в том числе и российских боевых кораблей, привело к  значительному сокращению случаев разбоя и грабежа на море. Если в 2011 году там было зафиксировано 129 нападений пиратов на торговые суда, то в 2012 их число сократилось до 19. Тем не менее, несмотря на определенные успехи в противодействии пиратским атакам, угроза судоходству в районе побережья Сомали остается высокой.

Стремление африканских стран ужесточить меры в борьбе с пиратами в Гвинейском заливе поддержал и Европейский союз. Командующий европейской военной миссии в Западной Африке, вице-адмирал Юрген Эле сообщил, что к концу года ЕС подготовит свою стратегию мер безопасности в Гвинейском заливе. "Было бы несправедливо не признать, что мы все в одинаковой степени заинтересованы в эффективной защите энергетических источников", - сказал он.

Подводя итоги работы конференции, министр нефти Нигерии Дезиани Алисон-Мадуэке расценила ситуацию в Гвинейском заливе, где растет число случаев нападений на суда и похищений, как "неприемлемую". Только за шесть месяцев этого года было зарегистрировано 55 нападений на танкеры. Это отрицательно сказывается на доходах стран региона от добычи нефти и газа и в целом на мировой экономике. Министр подчеркнула, что борьба с пиратством и незаконной контрабандой нефти потребует длительного времени,  совместных и  многосторонних действий всех государств региона и их торговых партнеров.

В 15 странах, берега которых омывают воды Гвинейского залива, в 2012 году добывалось более 5,4 млн. баррелей нефти в день, и основной поток экспорта идет в страны Европейского союза и США. На долю Нигерии и Анголы, крупнейших производителей нефти в Африке, приходится 47% и 34 % поставок.

Источник: ИА Инфорос