Сможет ли новая Грузия избавиться от негативного имиджа?
05.08.2013 15:39
В первой половине июля министерство юстиции Грузии обнародовало проект закона "О запрете всех форм дискриминации". Документ предполагает защиту равных прав вне зависимости от расы, цвета кожи, языка, пола, возраста, гражданства, происхождения, места жительства, семейного и имущественного положения, состояния здоровья, религиозной, национальной, этнической или социальной принадлежности, политических и других взглядов, сексуальной ориентации, гендерной идентичности или каких-либо других признаков.
Реализация закона предусматривает также проведение превентивных мероприятий с целью пресечения дискриминации. За его исполнением будет следить надлежащий инспектор, в чьи обязанности войдет рассмотрение заявлений от пострадавших. В случае подтверждения факта дискриминации виновный заплатит штраф. Для физических лиц он колеблется в размере от 60 до 300 долл., юридических – от 300 до 1,5 тыс. При этом размер штрафа зависит от совокупности признаков преступления.
В настоящее время законопроект широко обсуждается в грузинском обществе. В самом деле, любое правило, регулирующее человеческие отношения, должно быть принято с учетом всех "за" и "против". Между тем, очень важно, что мало кто в Грузии сомневается в необходимости принятия эффективных мер, способных остановить насильственное нарушение прав человека в самых разных сферах жизни.
В годы правления Единого национального движения (ЕНД) источником различных видов дискриминации часто выступало само государство, носившее ярко выраженный авторитарный характер. Как и полагается в таких случаях, неприятные для власти явления, имевшиеся в обществе, замалчивались посредством репрессивных мер. Тюрьма или эмиграция – таков был выбор для инакомыслящих. Ситуацию также удавалось держать под контролем благодаря умело отлаженной пропагандистской машине. В условиях отсутствия в стране свободы слова общественность довольствовалась ложной информацией, выдаваемой за действительность лояльными власти СМИ.
Как это часто бывает в истории тоталитарных режимов, именно завершающий этап правления сторонников Саакашвили ознаменовался не только ростом неоправданных репрессий, но и бессмысленного насилия. Так, в конце мая 2011 года власти при помощи водометов и слезоточивого газа разогнали мирную многотысячную демонстрацию оппозиционных сил в Тбилиси. Печальный итог случившегося – несколько сотен арестованных, десятки раненых, убитые. В сентябре 2012 года вскрылись факты пыток и издевательств над заключенными в Глданской тюрьме №8. Видеозаписи, вызвавшие возмущение во всем мире, стали поводом для акций протеста в различных городах страны и причиной ряда отставок.
Пришедшее осенью прошлого года к власти правительство Бидзины Иванишвили взяло четкий курс на демократизацию общественного порядка в своей стране. Вместо привычных для прежнего режима репрессий новая власть старается решать проблемы за счет цивилизованных мер. Оказавшиеся в распоряжении нового кабинета министров масс-медиа далеки от былого официоза. Как следствие, проявившееся в конце эпохи ЕНД насилие стало объектом внимания широчайших слоев населения. Кроме того, вырвались наружу и стали достоянием мировой общественности ранее тщательно скрываемые проблемы.
В своем стремлении урегулировать ситуацию с нарушением политических свобод и в местах заключения правительство Иванишвили достигло небывалого прогресса. Однако проделанной работы недостаточно для того, чтобы говорить о полной победе. Так, в результате амнистий и судебных разбирательств практически все оказавшиеся в тюрьмах из-за своих политических взглядов сегодня на свободе. Вместе с тем, нельзя проигнорировать тот факт, что активисты правящей коалиции уже неоднократно и практически безнаказанно совершали физические нападения на членов ЕНД. Несмотря на то, что, по последним данным, в результате целого комплекса мер новых властей, смертность в тюрьмах упала на более чем 75%, в СМИ по-прежнему звучат утверждения о продолжающемся насилии в грузинских тюрьмах.
С переменным успехом действующий кабинет министров ведет борьбу с громко заявившими о себе этническими и религиозными противоречиями. В октябре-декабре прошлого года в регионе Борчалы произошла целая серия нападений на семьи этнических азербайджанцев, составляющих там большинство. Благодаря активной работе властей и религиозных деятелей возникший виток этнического насилия удалось сбить. Однако появившиеся в конце февраля с.г. новости об учреждении определенными силами государственной символики "независимого Борчалы" ясно продемонстрировали, что часто сопряженный с проявлениями дискриминации азербайджанский вопрос далек от своего разрешения.
Целый ряд мер предприняло правительство для смягчения армянской проблемы, остро стоящей в крае Самцхе-Джавахетия. В частности, в январе с.г. по амнистии из тюрьмы был освобожден заключенный в 2009 году активный общественный деятель этого региона Ваагн Чахалян. Между тем, этого все еще недостаточно для нормальной жизни в крае. Так, в конце марта власти Самцхе-Джавахетии подняли вопрос о необходимости ратификации страной Европейской хартии языков и придании армянскому языку регионального статуса. В июле там начались протесты против изъятия грузинского гражданства у имеющих двойное подданство армян.
Названия двух небольших сел Нигвзиани Ланчхутского района и Самтацкаро Дедоплисцкаройского района Грузии не пользовались большой известностью до смены власти даже у себя на родине. Сегодня их имена являются настоящим символом религиозного противостояния на постсоветском пространстве. Ситуация в Нигвзиани резко обострилась в конце октября прошлого года, когда представители традиционно проживающего здесь христианского большинства воспрепятствовали посещению молельного дома сравнительно недавно поселившимся в селе аджарским мусульманам. Только благодаря вмешательству властей, религиозных лидеров, а также международных общественных организаций конфликт был к концу года исчерпан. Очередной виток противостояния мусульман и христиан начался в конце мая с.г. в Самтацкаро. Местное православное население уже второй месяц препятствует свершению намаза, была избита женщина-мусульманка.
Наконец, лишь за счет вмешательства полиции власти сумели воспрепятствовать 17 мая с.г. линчеванию представителей сексуальных меньшинств, решившихся на проведение своей акции в самом центре Тбилиси.
Очевидно, сегодня перед правительством Иванишвили стоят непростые задачи, доставшиеся в наследство от предыдущего тоталитарного режима. Одна из них – ликвидация позорной практики насилия над слабыми. Для окончательного очищения грузинского общества от этого порока понадобится ни один день. Ведь для трансформации человеческого мышления из отягощенного авторитарными предрассудками состояния в удовлетворяющее нормам современной демократии одной только смены лица власти недостаточно. Прошедшее с момента присяги нового кабинета министров время показало, что одного "пряника" мало для того, чтобы остановить поток различных сопряженных с дискриминацией явлений. Необходим также "кнут". Принимая во внимание исторический опыт других стран, прошедших этот путь, представляется логичным наличие у новых властей Грузии эффективного репрессивно-превентивного аппарата. Вынесенный на рассмотрение законодателей проект имеет все шансы стать его регулирующей основой. Быть может, именно ему уготована важная роль в постепенном устранении у республики прочно закрепившегося негативного имиджа.

