Женское лицо армий НАТО
25.06.2013 15:32
На днях парламент Норвегии утвердил законопроект, обязывающий женщин в мирное время проходить службу в рядах вооруженных сил. Единственной парламентской силой, выступившей против нововведения, стала небольшая Христианско-демократическая партия, которая не смогла повлиять на итог голосования.
С принятием нового закона, Норвегия станет первой страной Европы и НАТО, в которой воинская служба будет обязательна для граждан обоих полов. Идея призыва женщин обусловлена отнюдь не нехваткой призывников, а стремлением установить равенство полов. Норвежские женщины с 1976 года имеют право поступать на службу в добровольном порядке, на данный момент они составляют примерно десять процентов личного состава вооруженных сил. Один из авторов законопроекта, Лаила Густавсен утверждает, что призыв военнослужащих женского пола обусловлен тем, что права и обязанности должны быть одинаковыми для всех. По ее мнению, вооруженные силы должны иметь доступ к лучшим человеческим ресурсам, независимо от пола.
Несмотря на обязательность призыва, женщины не будут привлекаться к службе в армии против их воли. Для не желающих быть в армии существуют формы альтернативной службы. Наряду с Норвегией воинская обязанность для женщин существует на Кубе, в Израиле, КНДР и некоторых африканских странах.
В армиях стран, присоединившихся к НАТО после распада Советского Союза, количество женщин-военнослужащих больше, чем в армиях стран-старожилов альянса, к примеру, в Болгарии 13%, в Чехии - 13,6%, Словении - 15,4%, Латвии - 17,4%, Венгрии - 20%.
В литовской армии женщины составляют 11 % от общего числа военнослужащих. В Польше женщины составляют 1,8 %, в Дании - 5,2 %, Люксембурге - 5,8 %, Бельгии - 8,02 %, Великобритании - 9,5 %, Германии - 8,9 % военного персонала.
Почти треть всех женщин в системе министерств обороны служит в частях и подразделениях, связанных с управлением логистикой, из них большая часть - в военно-медицинской службе. Больше всего женщин (около 90%) числится на должностях военных финансистов, бухгалтеров, женщины также составляют около 50% из числа военных врачей, работников отделов кадров и специалистов по иностранным языкам.
В ряде стран Североатлантического союза существуют законы, запрещающие либо ограничивающие использование военнослужащих женского пола в боевых действиях. Первое касается Бельгии, Испании, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии и ФРГ, второе - Великобритании, Дании, Канады, США, Турции и Франции (в сухопутных войсках). Помимо того, в Греции, США и Франции они не имеют права принимать участие в боевых действиях ВВС и ВМС. С 2001 года немецкие женщины могут приобрести любую военную специальность и служить во всех родах войск, в том числе в таких элитных, как десант, ВВС и подводный флот.
В США обучение женщин и мужчин в военных училищах ведется по одной программе, за исключением различных нормативов по физической подготовке. Женщины рядового и сержантского состава в вооруженных силах Соединенных Штатов готовятся главным образом по таким военным профессиям, которые не требуют непосредственного участия в боях.
Согласно официальным данным Пентагона, доля женщин в составе вооруженных сил США достигает 14%. Они могут проходить подготовку по 92% военных специальностей.
По информации агентства "Ассошиэйтед Пресс", к середине 2015 года женщины смогут начать подготовку в частях армейских рейнджеров, а через год Пентагон намерен объявить о наборе в подразделения морской пехоты. За поддержку увеличения доли женщин-военнослужащих в войсках высказался новый министр обороны США Чак Хейгел. Этот шаг постепенно предоставит женщинам тысячи "боевых рабочих мест", в том числе в специальных элитных силах страны. Требования для женщин и мужчин должны соответствовать физическим и умственным стандартам, которые прописаны для определённых родов войск - будь то флот, ВВС или морская пехота.
В то же время, учитывая оснащение армии сложной техникой и высокие требования к подготовке личного состава, в зарубежной печати нередко обсуждается проблема профессиональной пригодности военнослужащих женщин. Так, от значительных нагрузок, переносимых во время марш-бросков, прыжков с парашютом, стрельб и т. д. идет сильное моральное и психологическое утомление. Так, например, во время визита в Израиль президента Франции Н.Саркази, несколько женщин-военнослужащих из оцепления упали в обморок. Аналитики спорят о том, что привлечение женщин на службу в элитные подразделения, на должности связанные с непосредственным боевым контактом с противником, может оказать негативное влияние на общее состояние боеготовности вооруженных сил. Кроме того, рост численности женщин-военнослужащих в войсках негативно сказывается на воинской дисциплине в подразделениях. Министерство обороны США отмечает увеличение количества преступлений на сексуальной почве в подразделениях с большим процентом военнослужащих женщин.
Несмотря на то, что военно-политическое руководство большинства стран-членов НАТО выступает за увеличение численности женщин в армиях, существует и немало противников службы женщин в вооруженных силах. В США, например, создана организация, выступающая категорически против приема на военную службу лиц женского пола. По мнению ее представителей, военнослужащие-женщины не имеют возможности решать серьезные задачи в реальном бою, что может снизить боевую готовность. Однако в целом, подобные факты не влияют на общую тенденцию, а процент женщин в составе вооруженных сил ведущих армий мира продолжает неуклонно расти.

