Тяжелая работа генерала Данфорда – убивать и извиняться
09.04.2013 15:33
Непрекращающаяся череда террористических актов в Афганистане приобретает новые черты. Если раньше мирные афганцы чаще погибали в результате терактов, организованных движением "Талибан", то сейчас сводки новостей пестрят заголовками об ошибочных действиях Международных сил содействия безопасности. При этом, жертвами атак международных сил во главе с НАТО по "базам боевиков" все чаще становятся женщины и дети, которых никак нельзя назвать террористами.
Последнее сообщение пришло из афганской провинции Кунар, где 6 апреля в ходе спецоперации одиннадцать детей и женщина стали жертвами авиаудара НАТО. И хотя представители альянса до сих пор официально не подтвердили информацию о погибших, судя по широкой огласке инцидента, командующему ИСАФ придется снова извиняться за непрофессионализм своих подчиненных.
10 февраля 2013 года командование ИСАФ принял генерал морской пехоты США Джозеф Данфорд. Он сменил генерала Джона Аллена, который теперь возглавит силы НАТО в Европе. "Наше обязательство - довести до конца нашу миссию и, что более важно – неизбежность нашего успеха", - заявил Данфорд на торжественной церемонии вступления в должность.
Но не прошло и недели после принятия Данфордом новой должности, как подопечные генерала заставили его краснеть перед объективами телекамер, оправдываясь и извиняясь за убийство 10 гражданских лиц в результате ошибочного авиаудара. В ночь на 13 февраля удар с воздуха по предполагаемому месту расположения боевиков в провинции Кунар унес жизни пятерых детей, четырех женщин и одного мужчины. Еще четверо детей получили ранения. После этого случая президент Афганистана Хамид Карзай даже запретил афганским подразделениям обращаться к НАТО за воздушной поддержкой, учитывая ее "эффективность".
На этом все не закончилось. Спустя две недели военнослужащие австралийского контингента в ходе операции по преследованию боевиков на северо-западе провинции Урузган, расстреляли с вертолета двух детей 7 и 8 лет, собиравших хворост и грузивших его на осликов. Вьючных животных австралийцы тоже не пожалели. И снова генералу Данфорду пришлось приносить свои извинения за смерть детей и выражать соболезнования семьям погибших.
О том, какое наказание постигло австралийских военнослужащих, не сообщается, но, по всей видимости, без выговора за убийство двух детей они не остались.
9 марта при обстреле очередной так называемой "позиции талибов" в восточной афганской провинции Нангархар ранения получили три женщины, двое детей и один мужчина. 10 марта в провинции Гильменд в результате авиаудара сил НАТО погиб известный киноактер Назар Хельманди, находившийся в плену у талибов. 30 марта случайными жертвами военной операции в провинции Газни стали 2 ребенка, еще 7 мирных жителей получили ранения. Учитывая, что за этими просчетами извинений командующего ИСАФ так и не последовало, то подобные инциденты руководством международного контингента признаны незначительными, либо генерал Данфорд просто устал извиняться, понимая, что не ради этого он прибыл в Афганистан.
Следует отметить, что и талибы не прекращают вести боевые действия против "оккупантов", жертвами которых чаще становятся афганские мирные жители, чем военнослужащие. 23 марта в результате взрыва самодельного взрывного устройства, установленного талибами с целью атаки на афганские ВС, погибли 4 ребёнка и еще двое получили ранения. 3 апреля в результате нападения боевиков "Талибана" на здание суда в афганской провинции Фарах погибли 6 человек и пострадали ещё 73, главным образом также мирные жители.
Вот такая "странная война" НАТО против движения "Талибан", в ходе которой по большей части гибнут мирные жители. Еще более странной эту войну делают регулярные попытки Альянса и подконтрольных ему официальных афганских властей наладить диалог или помириться с талибами. Ситуация доходит до абсурда: вице-президент США Джозеф Байден в декабре 2011 года заявил, что "Талибан не является врагом США". Спрашивается, зачем же вы начали войну в Афганистане, и какие цели преследует операция "Несокрушимая свобода"?
Подобные вопросы мучают и самих афганцев. Пресс-секретарь президента Афганистана Имал Файзи 19 марта заявил, что население Афганистана считает кампанию иностранных войск бесцельной. "Народ Афганистана просит НАТО определить задачу и цель так называемой войны с террором, поскольку люди недоумевают, почему десятилетие этой войны в их стране не завершилось выполнением заявленных целей, но, напротив, привело к потере тысяч невинных жизней и разрушению их домов", – сообщил политик.
Между тем, цели у войны НАТО и США в Афганистане конечно есть. Однако, в силу того, что они безнравственны и далеки от заявленной "борьбы с терроризмом" и "борьбы за права афганского народа", официальные лица не могут их огласить.
В 2001 году США вошли в Афганистан с конкретной целью - закрепиться в Центральной Азии и использовать свое влияние в регионе для реализации своих геополитических интересов. В самом широком смысле цель у Вашингтона была и остается одна и та же – сохранить свое влияние в существующем сегодня однополярном мире и не дать возможности другим центрам силы конкурировать с метрополией.
Именно поэтому с приходом американцев в Афганистан в стране были созданы такие социальные и экономические условия, которые привели к увеличению производства наркотиков в 40 раз. Целевой аудиторией созданной наркоимперии стали страны Евросоюза, Россия и Китай, как главные центры силы, способные конкурировать с США.
Движение Талибан не только не было уничтожено в результате операции, что было бы единственным залогом устойчивости центральной власти в Афганистане после вывода иностранных войск, но наоборот его ряды продолжают пополняться новыми бойцами, а само движение не имеет даже статуса террористической организации в США. Кроме того, летом 2011 года ООН вычеркнула имена 14 влиятельных руководителей движения "Талибан" из своего санкционного списка, разрешив им свободно перемещаться по миру.
Причина такой "странной войны" с талибами в том, что Вашингтон не заинтересован в победе над ними. Американцам после их ухода не нужна устойчивая власть в Кабуле, им нужно, чтобы после вывода войск, страна погрузилась в хаос, став базой для экспорта нестабильности и терроризма в соседние страны и регионы. Геополитика – ничего личного…
В этом контексте становятся понятны разнонаправленные шаги Хамида Карзая, ставшего заложником ситуации и не знающего как сохранить власть после 2014 года. Опереться на народ - не получится, большинство афганцев прекрасно понимают, с какой целью иностранные наемники установили военные базы на афганской земле, и воспринимают Карзая и его правительство, как часть этой оккупационной силы. В то же время договориться с Талибаном, как главной оппозиционной силой, не позволят американцы, которым нужен хаос в регионе. В результате Карзай регулярно меняет свою позицию, пытаясь договариваться то с одними, то с другими.
В начале марта президент Афганистана заявил, что власти США ведут тайные переговоры с Талибами "за спиной" у официального правительства ИРА. По его словам, серия произошедших накануне терактов была организована в "интересах Америки", а Талибан и власти Соединенных Штатов "работают сообща, запугивая афганский народ".
В ответ генерал Данфорд обвинил Карзая в разжигании розни к иностранным военнослужащим, а Международные силы содействия безопасности были переведены в состояние повышенной боевой готовности в связи с враждебными высказываниями президента страны.
Но уже 25 марта после срочного приезда в Афганистан с необъявленным визитом госсекретаря США Джона Керри, Карзай меняет свою позицию и заявляет об общности взглядов Кабула и Вашингтона по вопросу "диалога с вооруженной оппозицией". Отсутствие четкой позиции у официальных афганских властей свидетельствует об их неспособности контролировать ситуацию.
Логика развития событий в Афганистане сближает позиции США и талибов, не позволяя далее скрывать общность интересов Вашингтона и террористов. Одним нужен хаос и дестабилизация, а вторые готовы это обеспечить в своей борьбе за власть. Война "нанайских мальчиков" подходит к концу, нивелируя роль афганского президента, которому не остается места в будущем Афганистана.

