Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Украина не отказалась от сотрудничества с НАТО

Создание многонациональной бригады вооруженных сил Литвы, Польши и Украины вышло на заключительный этап

13.02.2013 17:44

В Львове на базе украинской Академии сухопутных войск им. гетмана Петра Сагайдачного проходит подготовительная конференция по планированию миротворческого многонационального учения "Кленовая арка-2013", запланированного на сентябрь текущего года.

В работе конференции принимают участие более 40 офицеров от ВС Украины, а также представители военных ведомств Канады, Польши и Литвы.

Основными задачами "Кленовой арки-2013" станут подготовка штаба многонационального батальона и личного состава подразделений к проведению операций по поддержанию мира в условиях города. С этой целью в преддверии маневров военные инструкторы вооруженных сил Канады обучат украинских, польских и литовских военнослужащих действиям в различных ситуациях во время конвоирования и осуществление патрулирования. Канадским инструкторам также предстоит подготовить военнослужащих к противодействию противнику в условиях города и передать свой опыт выявлению и обезвреживанию самодельных взрывных устройств.

По масштабам Нынешнее мероприятие будет существенно отличаться от предыдущих. Командно-штабная фаза будет проходить в формате работы штабов многонационального батальона и рот. Вместе с тем на полигоне свои действия уже будет совершенствовать многонациональный батальон в состав которого войдут подразделения ВС Украины, Польши и Литвы (в предыдущие годы обучение проводилось в формате одной многонациональной роты).

Как сообщил заместитель начальника Управления военного сотрудничества и миротворческих операций командования Сухопутных войск ВС Украины полковник Илья Егоров, "проведение учений серии "Кленовая арка" может стать важным этапом в создании постоянной литовско-польско-украинской бригады".

Таким образом, заявление военного чиновника свидетельствует о том, что Украина снова стремиться примкнуть к Североатлантическому альянсу. Формирование постоянного состава международной литовско-польско-украинской бригады должно было завершиться в 2012 году в соответствии с пакетом документов, который был подписан в ноябре 2009 года в Брюсселе. В ее состав должны были войти батальон управления (Польша), три механизированных батальона (Польша, Литва, Украина), артиллерийский дивизион (Украина) с общей численностью личного состава 4,5 тыс. военнослужащих без изменения мест текущей дислокации. Официально эта структура создавалась "для участия в международных миротворческих операциях под эгидой ООН, Евросоюза и НАТО". В качестве основной задачи указывалось, что подразделение должно быть способным поддерживать миротворческие и гуманитарные операции, которые проводятся под эгидой, прежде всего, НАТО или многонациональных коалиций.

Формально штаб и батальон управления бригады функционируют с 1 июля 2011 года, но до сих пор в Люблине (Польша) так и не появился ни один иностранный военнослужащий. Однако дальнейшие шаги по созданию бригады руководители трех стран откладывали.

По мнению военных экспертов, принятие обратного решения на формирование многонациональной бригады произошло по нескольким причинам. Так, Украина со сменой президента, который заявил о внеблоковости страны, уменьшила свою степень участия в миротворческих операциях НАТО. Другой причиной стало обострение политических разногласий между Польшей и Литвой, которые приостановили сотрудничество в военной сфере. Помимо всего прочего, вопросы финансового обеспечения международной бригады также стали камнем преткновения между Украиной, Литвой и Польшей.

В штаб-квартире НАТО в Брюсселе в конце 2012 года, состоялось годовое итоговое заседание общей рабочей группы Украина-НАТО по вопросам военной реформы. В ходе встречи была обсуждена политика Украины относительно сотрудничества с НАТО в сфере безопасности и обороны, в том числе соответствующие приоритетные задания на 2013 год. Отдельное внимание было уделено состоянию реформ, которые сейчас осуществляются в вооруженных силах Украины. По итогам данного заседания НАТО в пресс-релизе Совета национальной безопасности и обороны Украины было сказано что, "участники мероприятия отметили весомую роль рабочей группы Украина-НАТО в поддержке усилий Украины, направленных на реформирование отечественного оборонного сектора". В этой связи можно предполагать, что НАТО по-прежнему заинтересовано в Украине.

Также в декабре прошлого года прозвучало еще одно заявление. Теперь уже от министра обороны Польши (страны-члена НАТО). Находясь с визитом в Одессе, Томаш Семоняк сообщил, что работа по созданию совместной миротворческой бригады выходит на завершающую стадию. По его словам, все документы со стороны Украины и Польши уже фактически готовы. Таким образом, создание совместной литовско-польско-украинской бригады вышло на финишную прямую. Предполагается, что это многонациональное подразделение должно достичь готовности к выполнению задач по предназначению к концу 2013 года.

Несмотря на громкие заявления официальных представителей Украины и НАТО о высоких результатах сотрудничества, состояние вооруженных сил Украины иначе как плачевным не назовешь. Согласно выводам Центра исследования армии, конверсии, и разоружения (ЦИАКР), по темпам перевооружения армии Украина аутсайдер среди стран Центральной и Восточной Европы. По оценкам ЦИАКР, "Украина – единственная в своем регионе, за исключением Молдовы, не осуществляет закупки новых вооружений".

Как отмечают в ЦИАКР, при том, что национальный ОПК способен обеспечить потребности ВСУ в новых образцах вооружений не более, чем на 30%, в Украине не практикуется, и не и развивается импорт современных технологий. Вместе с тем, даже закупленные образцы, например приобретенный у Израиля беспилотный комплекс Bird Eye 400, не осваивается армией.

Ситуация с отсутствием закупок нового вооружения объясняется просто – в бюджете Украины нет на это денег, впрочем, как и на многие другие государственные программы. Внешний долг страны превышает 9 млрд. долл., а внутренний – 60 млрд. гривен. Рост ВВП в 2012 году вместо запланированных 3,9% составил всего 0,2%. При этом, если Украина не получит очередной кредит от Международного валютного фонда, эксперты не исключают вероятность дефолта.

К кризисной ситуации Украину привел ее либеральный прозападный курс, тесное взаимодействие с Североатлантическим альянсом и, как следствие, отдаление от России, с которой Украину связывает не только общее историческое прошлое, но и прочные экономические связи. Это понимает и президент страны Виктор Янукович, который в конце 2012 года заявил, что без доступа к российским ресурсам и рынкам украинской экономике придется крайне тяжело. "Мы хорошо понимаем: если мы не найдем инструмента сотрудничества с ТС, мы можем многое потерять, что сегодня недопустимо для экономики Украины", - отметил Янукович. Тем не менее, украинская элита отказывается присоединяться к Таможенному союзу, что автоматически обеспечило бы стране расширение сотрудничества с Россией, Белоруссией и Казахстаном и, что немаловажно, хорошую скидку при закупке российских энергоресурсов.

В этой ситуации министр иностранных дел Украины Леонид Кожара выступил с инициативой по созданию единого экономического пространство между Евросоюзом и странами Таможенного союза. По его мнению, в таком пространстве нетрудно будет найти место и для Украины. "У меня вопрос: почему Европейский и Таможенный союзы, которые имеют общую границу и товарооборот 446 млрд. долл., даже разговора не начинают об облегчении торговли, не говоря уже о создании полноценной зоны свободной торговли? На мой взгляд, это нонсенс", – отметил министр

Предложение украинской стороны на первый взгляд соответствует желаниям Москвы по созданию Евразийского экономического союза. "Мы предлагаем Евросоюзу перейти к более тесному, а если хотите, максимально тесному сотрудничеству, ввести безвизовый режим, наконец, сформировать общее экономическое пространство, которое может стать основой единого рынка от Атлантики до Тихого океана", – сказал Медведев на Всемирном экономическом форуме в Давосе.

Однако удастся ли Украине соединить интересы всех игроков в одном большом геополитическом проекте, и хватит ли сил украинской экономике продержаться до этого момента, покажет время.