Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Сокращать ли ядерные силы России в ответ на ограничение ЕвроПРО?

12.02.2013 10:53

Николай Хорунжий, военный обозреватель

По сообщению Би-би-си заместитель госсекретаря Роуз Гётемюллер, прибывающая в Москву во вторник 12 февраля, везет новые предложения о сокращении ядерных вооружений, реализация которых позволила бы сторонам ежегодно экономить примерно по 8 млрд долларов.

Одновременно российские агентства со ссылкой на интернет-портал Нью-Йорк Таймс и администрацию президента США пишут о том, что Обама в ежегодном послании к конгрессу намерен призвать к дальнейшему сокращению стратегических ядерных вооружений.

Двумя днями ранее агентство Ассошиэйтед Пресс опубликовало информацию о сомнениях Пентагона в эффективности будущей системы ПРО. В секретном исследовании, проведенном Министерством обороны для Конгресса, в частности, высказывается сомнение в том, есть ли смысл размещать перехватчики в Румынии и Польше.

Авторы доклада пришли к выводу, что Румыния – это плохой вариант для дислокации перехватчиков, которые призваны защитить США. А польский вариант будет работоспособным только в том случае, если США будут обладать возможностью запускать перехватчики, которые будут нацелены на ракеты противника в тот момент, когда они находятся на короткой первоначальной фазе полета. Белый дом счел этот вариант невыполнимым и решил не осуществлять его.

Тогда военные стали рассматривать другую возможность. Предлагалось поместить перехватчики на кораблях в Северном море. Но ВМС США высказали сомнения в том, удастся ли обеспечить безопасность кораблей. Кроме того, при этом варианте перехватчики были бы дислоцированы прямо на линии огня российских межконтинентальных баллистических ракет. Это, как считают в Вашингтоне, усилило бы убежденность Москвы, что в действительности американская ПРО направлена не против Ирана, а против России. По мнению Вашингтон Пост, Конгресс может пересмотреть вопрос о создании европейской ПРО.

Совпадение по времени этой информации позволяет думать о начале серьезного политического наступления США на позиции России, которая выступала против продолжения сокращения ядерного оружия без решения многих других, связанных со стратегической стабильностью вопросов.

В случае отказа Москвы от переговоров о новом сокращении ядерных арсеналов Вашингтон может рассмотреть вопрос об одностороннем разоружении, пишет "Коммерсант" со ссылкой на анонимный источник, близкий к администрации Барака Обамы.

Вице-президент Джозеф Байден предварительно обсудил эту тему с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым во время встречи на полях мюнхенской конференции по безопасности 2 февраля, но встретил "весьма прохладный" ответ.

По оценкам экспертов, именно отсутствие прогресса в сфере контроля над вооружениями явилось главной причиной отмены ранее планировавшегося на лето визита в Москву Барака Обамы. Теперь президенты США и России, скорее всего, не встретятся до сентябрьского саммита «Большой двадцатки» в Петербурге, причем переговоры, вероятно, сведутся к формальному обмену мнениями.

Седьмое по счету и последнее по времени соглашение о ядерном разоружении, договор СНВ-3, Москва и Вашингтон подписали 8 апреля 2010 года в Праге. Он предусматривает сокращение числа ядерных боезарядов до 1550 единиц, а носителей — до 700 единиц у каждой стороны. В настоящее время всего в арсенале США имеется 1,7 тысячи ядерных боезарядов.

Белый дом рассматривает возможность сокращения ядерных вооружений уже несколько лет. Ранее СМИ сообщали, что у правительства имеется как минимум три возможных варианта снижения общего числа развёрнутых стратегических ядерных боеголовок. Первый вариант предусматривает сокращение до 1-1,1 тысячи единиц, второй вариант — до 700-800 единиц, третий — до 300-400 единиц.

Российская позиция состоит в том, что сначала необходимо договориться о внятной концепции поддержания стратегической стабильности и глобальной безопасности, а потом прорабатывать различные варианты разоружения.

В этой связи нелишне вспомнить, что переговоры по подписанию договоров серии ОСВ-1 (1972 год) шли параллельно и в неразрывной связи с другим, инициированным СССР и странами Варшавского Договора, историческим процессом - началом работы Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1973 год). Последнее завершилось в 1975 году подписанием Заключительного акта - кодекса отношений между государствами Европы, базирующегося на принципах неприменения силы и угрозы применения силы, признания нерушимости послевоенных границ в Европе, суверенного равенства и прочих очень полезных для практического укрепления взаимного доверия положений.

На путях поиска взаимного доверия России отнюдь не следует ставить телегу впереди лошади. То есть, ей не следует соглашаться на предложения по "дальнейшим сокращениям" своего ядерного арсенала, пока не будет сформировано чёткое видение или внятная концепция поддержания стратегической стабильности и глобальной безопасности в условиях многополярного мира.

В 2009 году Россия выступила с предложением к Западу о создании в Евроатлантике открытой системы коллективной безопасности на чёткой договорно-правовой основе. Фактически, предложение России по созданию в Евроатлантике открытой системы единой, равной и неделимой безопасности для всех её участников в сегодняшних условиях многополярного мира есть аналог того самого "хельсинкского процесса", начало которого так способствовало возникновению атмосферы взаимного доверия в условиях двуполярного мира.

Если Россия согласится на дальнейшее сокращения своих ядерных арсеналов, ей придется поддерживать паритета с США и НАТО на основе высокоточного оружия и обычных вооружений. Это приведет страну к новому и значительно более масштабному, чем сейчас, и затратному витку гонки вооружений. Ведь, в отличие от ядерных вооружений, где стратегическое сдерживание возможно и при меньшем количестве ударных средств и платформ-носителй, чем у противника, сдерживание на основе высокоточных и "конвенциональных" вооружений требует практического обеспечения количественного паритета. Как по носителям, так и по платформам.

Поэтому уступки США в вопросе ЕвроПРО не компенсируют уменьшение безопасности для России в связи с дальнейшим сокращением ее ядерного арсенала. Нет сомнений в том, что США тут же поставят вопрос о сокращении российского нестратегического ядерного оружия, которое компенсирует огромное превосходство блока НАТО над Россией в обычных вооружениях.

Кроме того, такие высокопоставленные отставные чиновники США, как бывший заместитель председателя КНШ и командующий СТРАТКОМ генерал Джеймс Картрайт, бывший глава делегации США на переговорах по Договору СНВ-1 Ричард Берт, которых трудно заподозрить в симпатиях к России, признают, что не менее 30% всех целей на российской территории, которые входят в нынешней план ядерной войны США, могут быть поражены высокоточными неядерными вооружениями большой дальности.