Рысь Тигру - не товарищ
29.01.2013 16:40
Министерство обороны России решило отказаться от дальнейших закупок итальянского бронеавтомобиля Iveco LMV, получившего в нашей стране название "Рысь". Об этом сообщил, находясь в Ижевске, на местном машиностроительном заводе, главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Чиркин.
Правда, он оговорился, что закупленные по контракту с итальянской стороной 1775 машинокомплектов "Рыси" полностью оплачены и будут собраны на российских заводах, а от второй партии в 1200 машин, которую планировалось приобрести по офсетной программе, военное ведомство "вежливо откажется". Как, впрочем, и от колесного танка Centauro, который проходит сейчас испытания на подмосковных полигонах.
Чем не угодили российским военным итальянские броневики, которые еще недавно так усилено продвигали в войска бывший министр обороны Анатолий Сердюков и начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Николай Макаров? Только ли тут дело в том, что новое руководство военного ведомства хочет избавиться от непродуманных и недальновидных решений старого, и "итальянцы", что называется, попали тут под горячую руку? А может, как утверждают некоторые коллеги, в конкуренции с Iveco победило лобби отечественных оборонных промышленников во главе с вице-премьером и председателем Военно-промышленной комиссии Дмитрием Рогозиным, чьим девизом на новом месте работы стало "Армии поставляем только отечественную боевую технику"?
Ответ на все эти вопросы может быть только комбинированным: и то, и другое, и третье. Но сначала о том, почему вдруг российские военные захотели покупать итальянский бронеавтомобиль и действительно, является ли он лучшим в своем классе машин. Анатолий Сердюков и начальник Генштаба Николай Макаров обратили внимание на Iveco на одной из международных выставок вооружений, которая проходила в Париже. В России искали замену боевой машине пехоты БМП-2 и бронетранспортерам БТР-80, которыми были в основном вооружены мотострелковые войска и которые не очень хорошо показали себя в войнах на Северном Кавказе, в Чечне и Дагестане, и совсем плохо – во время грузинской агрессии против Южной Осетии в августе 2008 года.
Оказалось, что боевые машины, созданные для крупномасштабных войн, где есть большие фронтовые пространства, позволяющие наступать на противника вслед за танками на броне БМП и БТР, очень плохо приспособлены для боев в горных теснинах, на городских улицах Там их довольно легко могут подбить из гранатометов, вывести на мины и пробить бак с горючим зажигательной пулей из автомата Калашникова или крупнокалиберного пулемета. При этом бронетранспортеры еще и плохо приспособлены для эвакуации из них мотострелкового отделения. Люки узкие и чуть замедлившийся солдат мгновенно попадал под выстрел снайпера или автоматчика. Кроме того, попадание внутрь машины кумулятивного снаряда убивало всех, кто находился под броней. Именно поэтому солдаты предпочитали совершать марш в преддверии боя не внутри БТРов, а сверху, на броне. Там, при взрыве всех раскидает, и большинство бойцов остается в строю.
Замену этой технике российские оборонные предприятия, измученные безденежьем "нулевых годов", предложить не могли. Да, собственно, не в обиду им будет сказано, не очень-то и старались. Действовали по принципу: никуда военные не денутся, возьмут, что дают. Эту логику руководители Минобороны и захотели поломать, показав ОПК, что в чем-то военные могут обойтись и без них, закупив то, что требуется армии за рубежом. Тем более, что идеологических препятствий этому не осталось. Запад, испытывающий финансовые трудности, готов продать России почти все, что ей нужно. В том числе и лицензии на производство его техники на российских предприятиях. Так и возник проект Iveko.
Итальянские специалисты утверждали, что корпус бронеавтомобиля обеспечивает защиту по шестому классу ГОСТ Р50963-96 и выдерживает попадание 7,62-мм винтовочных пуль. Агрегаты днища, в свою очередь, ценой собственной работоспособности спасают экипаж от заряда тротила массой до шести килограмм, что соответствует второму уровню защиты по стандарту STANAG 4569. На момент начала эпопеи с Iveco LMV, когда этот автомобиль еще не стал "Рысью", отечественные бронеавтомобили не могли похвастать подобными показателями. В итоге уровень защиты стал одним из главнейших доводов в пользу закупки импортной техники.
К тому же в дело вмешалась госкорпорация "Ростехнологии", которая предложила собирать иностранные машины на заводах КамАЗа, принадлежащих "Ростехнологиям". И это стало дополнительным стимулом для покупки итальянских машин. Тем более что шла речь о локализации производства Iveco на российских заводах, сначала на 30%, потом и на все сто. Но оказалось, что, принимая решение о покупке "Рыси" (так стал называться у нас итальянский бронеавтомобиль), военные не удосужились провести его полнокровные испытания, которыми подвергается любая боевая техника, которую принимают на вооружение в Российскую армию. Сборка "итальянок" не досталась "Ростехнологии" - контракт был переведен на Воронежский авторемонтный завод, который входил в систему "Оборонсервиса".
Одновременно выяснилось, что отечественные бронеавтомобили "Тигр", которые выпускает Арзамазский завод и которые приняты на вооружение Внутренних войск Министерства внутренних дел, ничем не уступают "Рыси", а кое в чем ее и превосходят. Например, тем, что на крыше "Тигра" можно установить более тяжелое вооружение, чем на "Рыси". Он вмещает в себя 10 солдат вместо четырех, как на "итальянце". Да и покупка первых трехсот Iveco, которая стала неприятным реальным фактом для отечественных оборонщиков, заставила их более активно модернизировать свою продукцию, подтягивать ее к требованиям военных и даже превышать их задания. Так в России появились новые бронеавтомобили "Волк" и "Скорпион", а Тигр" повысил степень своей бронезащиты до шести единиц. Как от пуль, так и от мин.
Продвинулись работы по перспективным бронеплатформам под шифром "Армата", "Курганец" и "Бумеранг" для тяжелых, средних и легких бригад. В нынешнем году первые образцы этих машин под самое разное вооружение должны появиться на воинских полигонах для заводских и войсковых испытаний.
Так что 1775 "Рысей" останутся в Российской армии, хотя бы для парадов (часть из них уже принимала участие в Параде Победы на Красной площади 9 мая 2012 года), да и для других целей – например, для военной полиции, которая в ближайшее время должна появиться в войсках. А воевать наши солдаты и офицеры, если придется, будут на отечественных бронемашинах.
Тем не менее, "Рыси"-Iveco спасибо. Она заставила российский ОПК шевелиться.

