Миссия "Пэтриот": "оборона Турции" или агрессия против Сирии?
14.01.2013 13:43
Решение о размещении на юго-востоке Турции натовских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "Пэтриот", принятое в конце 2012 года на заседании Совета НАТО в Брюсселе, можно расценить не только как очередную угрозу правительству Башара Асада, но и как подготовку к военному вмешательству Североатлантического альянса во внутренние дела Сирии. Вдоль турецко-сирийской границы к началу февраля планируется разместить шесть зенитно-ракетных батарей усовершенствованных систем "Пэтриот" — две прибудут из США, по две - из Германии и Нидерландов.
Каждая из упомянутых стран НАТО направит в Турцию около 400 военнослужащих в качестве личного состава и обслуживающего персонала (у самой Турции аналогичных комплексов пока нет).
Такое решение было принято Советом НАТО якобы по просьбе Анкары, которая обеспокоена возможным применением Дамаском баллистических ракет в ответ на военную поддержку сирийской оппозиции с турецкой территории. Особые опасения у Турции вызывает гипотетическая возможность использования сирийцами ракет с химическими боезарядами.
Власти Анкары выдвигают также соседям безосновательные претензии по поводу поддержки "террористов" из турецкой Рабочей партии Курдистана (РПК). Реджеп Эрдоган высказывает опасения в отношении того, что курдские районы Сирии вскоре обретут статус автономии или субъекта федерации - по примеру Ирака, и тогда боевики РПК смогут использовать сирийскую территорию в качестве плацдарма для более активной борьбы с турецкими властями. Как сообщается в турецкой газете "Хуриейт дэйли ньюс", Эрдоган официально выступил против создания автономной курдской области в Сирии, опасаясь, что это может в перспективе привести к объединению курдов Сирии, Ирака и Турции и созданию независимого курдского государства. Он считает, что помешать такому развитию событий мог бы быстрый захват власти сирийскими оппозиционерами, в основном арабами-суннитами, близкими по своим взглядам турецким исламистам в лице правящей Партии справедливости и развития.
Однако этот сценарий пока осуществить не удается, гражданская война в Сирии приобретает затяжной характер, оппозиция, несмотря на мощную поддержку из-за рубежа, по-прежнему раздроблена и не способна нанести решающего поражения правящему режиму. Более того, свыше 2-х миллионов сирийских курдов пока сохраняют нейтралитет в этой войне, хотя и вступают в столкновения с боевиками оппозиции при попытках вторжения в курдские районы.
Турция не ограничилась приемом беженцев и предоставлением антиправительственным силам в Сирии финансовой и материальной помощи, а разрешила развернуть в приграничных районах военные лагеря и базы, так называемой, Свободной сирийской армии (ССА). Сюда же перебрасываются добровольцы и наемники из других арабских и исламских государств, которые проходят военную подготовку, сколачиваются в подразделения и затем вторгаются с боями на сопредельную сирийскую территорию.
В качестве примера можно привести вспышку насилия в приграничном с Турцией сирийском городке Рас-эль-Айн, преимущественно населенными курдами. Несколько тысяч боевиков на автомашинах, вооруженные автоматами и крупнокалиберными пулеметами, ночью нарушили турецко-сирийскую границу и попытались закрепиться в этих районах, применяя насилие по отношению к мирным жителям и мародерствуя. Колонну блокировали правительственные войска и курдские объединенные силы самообороны (ополченцы). В ходе ожесточенного боя банды оппозиционеров вынуждены были отступить в Турцию, среди убитых и пленных оказались боевики группировки "Аль-Каида" из Йемена и Саудовской Аравии.
Спровоцировав масштабные вооруженные столкновения вдоль турецко-сирийской границы, турецкие власти использовали факты случайных попаданий артиллерийских снарядов и мин на свою территорию для оправдания последующих артиллерийских обстрелов приграничных районов Сирии. Более того, парламент Турции санкционировал, в случае необходимости, масштабное применение вооруженных сил против Сирии. Турция оперативно развернула группировки своих ВМС, ВВС и ПВО вдоль всей турецко-сирийской границы. Военные стратеги из Анкары совместно со своими коллегами в Вашингтоне рассматривают возможность создания так называемой зоны безопасности, запретной для полетов сирийской авиации. По их замыслам, она будет контролироваться системами "Пэтриот" и дополнительными средствами ПВО, а также истребителями Ф-16 турецких ВВС.
"НАТО готово сделать все необходимое, чтобы гарантировать безопасность одного из своих членов – Турции", - заявил в Праге 12 ноября минувшего года генсек альянса Андерс Фог Расмуссен. "У нас есть готовый план, который позволит обеспечить оборону Турции", - подчеркнул он. Понятно, что под термином "оборона Турции" понимается агрессия по отношению к Сирии. Стоит вспомнить, как начиналась операция НАТО в Ливии под предлогом создания "бесполетной зоны", вскоре перешедшая в массированные ракетно-бомбовые удары по ливийским военным и гражданским объектам, принесшая многочисленные жертвы и завершившаяся зверским убийством главы государства. Очевидно, такой сценарий для Сирии и готовится в кабинетах НАТО, если не удастся свергнуть правительство Башара Асада с помощью своих региональных партнеров в лице Турции, Саудовской Аравии и Катара. А поскольку желающих повоевать в этих богатых арабских странах не так много, да и не способны они к этому, то приходится вербовать боевиков "Аль-Каиды", Движения "Талибан", ваххабитов и пр., войну которым якобы уже давно объявили США и их союзники.
Против размещения натовских ракетных комплексов "Пэтриот" в Турции выступили Сирия, Иран и Россия. МИД России, выражая озабоченность планами развертывания группировки ПВО НАТО на турецко-сирийской границе, указывая на то, что этот шаг повысит риски дальнейшей дестабилизации ситуации в регионе. В Тегеране увидели в этом решении прямую угрозу своей национальной безопасности, а начальник генерального штаба вооруженных сил Ирана Фирузабади даже заявил, что "размещение системы противоракетной обороны на турецко-сирийской границе может привести к мировой войне". В западных СМИ появились прогнозы о возможном разрыве дипломатических отношений между Ираном и Турцией. Ряд других стран выразили опасения, что развертывание новой группировки ВС НАТО в этом взрывоопасном районе может спровоцировать международный конфликт.
Таким образом, размещение систем ПРО НАТО в Турции можно расценивать как еще один рычаг давления на сирийские власти и шаг в направлении возможной эскалации вооруженного конфликта в Сирии вплоть до прямого вмешательства во внутренние дела этой страны.

