Противостоять компрометации России на Южном Кавказе
17.12.2012 13:50
В дискредитации действий Российской Федерации по обеспечению мира и безопасности на постсоветском пространстве особое место занимает компрометация роли России в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. В этой связи противодействие попыткам скомпрометировать Россию в Карабахском вопросе представляется задачей не только актуальной, но и требующей приложения сил государства в определенных сферах и направлениях.
В сентябре 1991 года законодательным собранием Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) в составе Азербайджана была принята декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики (НКР), а 10 декабря 1991 года 99,98% населения Карабаха на референдуме высказалось за полную независимость НКР от Азербайджана.
Попытка Баку силой вернуть Карабах в состав Азербайджана закончилась широкомасштабным военным конфликтом, в котором отряды самообороны НКР при поддержке Еревана отстояли независимость своего края, а Азербайджан потерял 20% своей территории. По числу жертв, разрушений, экономическому и моральному ущербу этот конфликт явился самым масштабным из всех межнациональных столкновений, происшедших на постсоветском пространстве. "Горячая фаза" конфликта длилась до мая 1994 года и завершилась подписанием между Азербайджаном, Арменией и НКР "Соглашения о бессрочном прекращении огня".
Но де-факто война между Азербайджаном, Арменией и НКР в 1994 году не закончилась и вот уже в течение 18 лет после официального прекращения боевых действий сохраняется опасность эскалации конфликта. Безуспешные переговоры между Баку и Ереваном не приводят к консенсусу из-за диаметрально противоположных позиций сторон. Президент Азербайджана обещает своему народу силой освободить оккупированные Арменией азербайджанские земли. В свою очередь президент Армении считает эти обещания "агрессией" и угрожает нанести "агрессору" решительный и окончательный удар. Войну прогнозируют, ее "играют", прикидывают шансы на потери и приобретения. Одним словом, у каждой из сторон своя правда и свое видение действий по достижению поставленных целей, а отношения между Азербайджаном и Арменией определяются как ситуация "ни мира, ни войны".
Продолжающееся противостояние сопровождается информационной войной сторон, в которую, к сожалению, втянута и Россия, действия которой в регионе определенные силы оценивают как деструктивные, не способствующие урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта.
В последнее время критическим атакам со стороны Азербайджана и отдельных представителей армянского экспертного сообщества подвергается основной формат урегулирования Карабахского конфликта в лице сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция), которая получила мандат на свою деятельность в марте 1995 года со следующими основными полномочиями: 1) осуществление совместных усилий для укрепления режима прекращения огня; 2) развитие общей базы для переговоров со сторонами конфликта; 3)ведение переговоров со сторонами конфликта для заключения политического соглашения о прекращении вооруженного конфликта.
При этом Россия, США, Франция, как сопредседатели Минской группы, всегда демонстрировали и никогда не упускали возможности на официальном уровне всякий раз подчеркивать сплоченность посредников и отсутствие между ними каких-либо серьезных противоречий в рамках этого формата урегулирования. В том числе, сопредседатели были едины в главной функции своей деятельности – исключение возобновления военных действий в зоне конфликта. Надо отдать должное сопредседателям, свою главную функцию они выполняют эффективно.
Однако, все последние годы и в Азербайджане, и в Армении звучат заявления о неэффективности работы Минской группы и эта критика затрагивает как представительский формат сопредседательства, так и констатирует негативность для Азербайджана "настроя" сопредседателей на сохранение статуса-кво в зоне конфликта. О низкой эффективности переговорного процесса в рамках ОБСЕ, его "имитации" все чаще говорят и в армянском экспертном сообществе. Причем, "атакам" подвергается не сам формат сопредседательства, а его конкретные страны – участницы. В частности идет размывание позиций России в формате сопредседательства по проблеме карабахского урегулирования в целом.
Что здесь примечательно? Критикуют сопредседательство России как армянские, так и азербайджанские политики. Например, председатель армянской оппозиционной партии "Республика" Арам Саркисян утверждает, что "пока эта проблема будет решаться под "крышей" России, реального результата не будет. По мнению азербайджанского политолога Вафы Гулузаде, "Россия может разжечь войну между Азербайджаном и Арменией, или создать угрозу Азербайджану с севера, так как 100-тысячная российская армия стоит у северных границ Азербайджана". К этому можно добавить, что в результате информационной обработки населения на обывательском уровне многие азербайджанцы убеждены, что их страна проиграла войну не Карабаху и даже не Армении, а оказывается России. Азербайджанцам внушают, что воевал Азербайджан с Россией, победила в войне Россия, угрожает им тоже Россия.
Объективно же оценивая действия России в регионе, можно утверждать, что в прекращении военных действий, подписании в 1994 году "Соглашения о бессрочном прекращении огня" есть большая заслуга именно России. При этом речь идет о посреднической роли России в достижении мира, чтобы не гибли люди, а не в отделении Карабаха от Азербайджана, как утверждают в Баку.
Много усилий Россия прилагает и как сопредседатель Минской группы ОБСЕ. При этом Москва заинтересована, прежде всего, в сохранении статус-кво для обеспечения стабильности в регионе, что дает возможность проводить адекватный мониторинг ситуации на линии соприкосновения сторон конфликта с целью минимизации числа жертв по обеим сторонам и вселяет надежду на дальнейший прогресс в переговорах по урегулировании конфликта.
В последнее время зарубежные аналитические центры серьезное внимание уделяют различным сторонам военного баланса на Южном Кавказе и, в частности, российско-армянскому сотрудничеству в сфере совместной безопасности. Дружественные и союзнические отношения между Россией и Арменией, членство Армении в ОДКБ и нахождение в Армении 102-й российской военной базы во многом сдерживает амбиции Азербайджана в возобновлении войны из-за Карабаха. Тем самым Россия и ОДКБ обеспечивает соответствующее соотношение сил на Южном Кавказе, не позволяя деструктивным силам (и не только в Азербайджане) создать на Южном Кавказе второй "арабо-израильский конфликт".
Объективно, в настоящее время позиция Российской Федерации к сторонам Карабахского конфликта непростая. С одной стороны, экономическая и военная помощь Армении со стороны России стала причиной некоторого охлаждения отношений между Россией и Азербайджаном. В тоже время существуют факторы, которые вынуждают Азербайджан и Россию придерживаться добрососедских отношений. В Азербайджане в настоящее время проживает около 140 тысяч русских, а в России, согласно официальной переписи 2002 года – 621 тысяча азербайджанцев. Между странами существует безвизовый режим передвижения граждан. По восходящей идет развитие экономического сотрудничества между Россией и Азербайджаном, особенно в энергетической сфере. Игнорировать эти факторы вряд ли целесообразно.

