Грузинская армия: бизнес превыше всего
10.12.2012 13:49
Грузия уже второй месяц подряд остается лидером скандальных новостных лент в мировом медиа-пространстве. Особое место в этом потоке новостей занимают сообщения, касающиеся военной сферы.
Новые власти, расследуя злоупотребления чиновников периода Михаила Саакашвили, вскрыли целый ряд сомнительных сделок по приобретению вооружений для грузинской армии. Так, в конце ноября текущего года премьер-министр Бидзина Иванишвили заявил, что прокуратура займется делом о приобретении прежним руководством министерства обороны страны "калашниковых" старого образца. Контракт был заключен на сумму в 42 млн. лари (25 млн. долл.), которая в десять раз превосходит реальную стоимость приобретенного оружия.
О коррупции в грузинской армии говорят давно, но со сменой власти в стране эта тема стала особенно острой. Ведь вопреки утверждениям бывших грузинских руководителей о повсеместном искоренении коррупции, это явление стало прерогативой верхов. Едва заступив на должность министра обороны Грузии, Ираклий Аласания, говоря об отсутствии прозрачности тендеров и закупок, назвал военное ведомство "гнездом" коррупции. Очевидно, сделка по "калашниковым" как нельзя лучше подтверждает его слова. Новые власти не в состоянии определить всех участников этой сделки, даже страна-продавец устаревшего оружия до сих пор остаётся неизвестной.
Военные аналитики только могут предполагать, что в качестве торговца оружием может выступать одно из государств Восточной Европы, избавляющееся от старых арсеналов. Показателен пример, когда в 2004 году министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили закупил у украинской государственной кампаниии "Укрспецэкспорт" 40 единиц боевых машин пехоты (БМП-2) на общую сумму в 6 млн. 800 тыс. долл. Уже в сентябре 2005 года, во время широкомасштабных военных учений, из 40 БМП-2 – 38 вышли из строя.
Это не единичные случаи "взаимовыгодных сделок" с "откатами" высшему руководству Грузии, вспомнить хотя бы о контракте на поставку систем ПВО. В начале 2005 года между ГК "Укрспецэкспорт" и Министерством обороны Грузии были подписаны контракты на поставку Грузии ЗРК "ОСА-АКМ" и ЗРК "БУК-М1" после выполнения ремонта на Украине и РЛС 36Д6, которая может быть использована совместно с современными зенитными ракетными комплексами и системами, в том числе и с современной ЗРС С-300.
Поиск виновных в данной ситуации – задача не из лёгких. Большинство сторонников Михаила Саакашвили, которые находились на руководящих постах и были причастны к подобным сделкам, в настоящее время находятся в бегах. Последний пропрезидентский министр обороны Дмитрий Шашкин после октябрьских выборов спешно перебрался с семьей в США. Однако, предшественник Д.Шашкина на этом посту, Бача Ахалая находится под стражей.
Несмотря на то, что ему еще не предъявлены обвинения по каким-либо сомнительным закупкам вооружений, сидит он также по делам военным. Обвиняют бывшего министра в избиении солдат. По словам нового генпрокурора Грузии Арчила Кбилашвили, на Ахалая, бывшего начальника объединенного штаба ВС Грузии бригадного генерала Георгия Каландадзе и командира 4-й бригады полковника Зураба Шаматава поступила жалоба от шести военнослужащих – предполагаемых жертв избиения. Как следует из текста документа, в октябре 2011 года Ахалая в присутствии Каландадзе и Шаматавы в своем кабинете "нанёс шести военнослужащим словесные и физические оскорбления, в том числе ударил одного военнослужащего рукояткой ножа по голове". После этого потерпевшие были доставлены на военную базу Вазиани и там подверглись новым издевательствам.
Важно отметить, что грузинских солдат сегодня не жалеют не только на родине, но и на фронтах НАТО. Потери Грузии за время операции альянса в Афганистане уже достигли 18 человек убитыми. Два грузинских батальона размещены в одной из самых неспокойных провинций страны – Гельменде. Однако в министерстве обороны гордятся участием в войнах за интересы других государств и заявляют, что среди стран, не являющихся членами альянса, Грузия вносит самый большой вклад в международную операцию в Афганистане. Саакашвили также не отстаёт и как-то заявил, что отправленные на войну с талибами солдаты "ценой риска своей жизни получают тот опыт, который является предпосылкой укрепления нашей страны".
В октябре Грузия увеличила численность своего воинского контингента в Афганистане еще на 600 человек. По данным военного ведомства, в настоящее время численность грузинских войск, входящих в состав Международных сил содействия безопасности, составляет около полутора тысяч военнослужащих. Комментируя увеличение численности группировки почти вдвое, грузинский МИД на вопросы журналистов о целесообразности данного мероприятия заявил, что "это нужно коалиции, это нужно всем сопредельным государствам, чтобы Афганистан опять не превратился в рассадник Аль-Каиды, терроризма, гигантской наркоторговли".
С трудом верится в искренность забот грузинского руководства о судьбе народов Афганистана. Скорее всего, участие страны в подобных войнах это просто доходное предприятие для ее руководителей. За пушечное мясо "made in Georgia" готовы щедро платить её западные друзья в виде "помощи на развитие вооруженных сил". Вписывается в данную концепцию и закупка грузинскими властями оружия за баснословные суммы. При таком подходе неудивительно, что при виде серьезного противника грузинские военнослужащие под различными предлогами предпочитают спасаться бегством. Причем порой, превосходя всякие ожидания. Быть может, кто-то просто боится потерять свой высокодоходный бизнес?

