Регионы

Мы в соцсетях

Facebook
ВКонтакте
Twitter

Календарь событий

Загрузка...

Миротворчество — приоритет политики России

06.09.2012 09:11

Александр Новик

Важнейшим элементом внешнеполитического курса России является миротворчество. Это позволяет России быстро интегрироваться в мировое сообщество, способствует повышению ее международного авторитета и выполнению обязательств как постоянного члена Совета Безопасности ООН по укреплению мира и международной безопасности. В этой связи, повышение международного престижа России как страны-миротворца является одним из важнейших направлений внешней политики российского государства.

Россия – традиционно миролюбивая страна, готовая протянуть руку помощи и подставить плечо поддержки любому народу, кто в этом нуждается. В новейшей истории даже в самые тяжелые моменты внутриполитической ситуации 90-х годов Россия не могла самоустраниться от задачи разрешения конфликтов на постсоветском пространстве. В частности, Россия не могла позволить себе полностью свернуть свое присутствие на Кавказе, в Средней Азии и Приднестровье, устраниться от урегулирования конфликтов в этих регионах.

Причинами этого явились: ответственность за судьбу этнических русских, проживающих в конфликтных зонах; прямое воздействие нестабильности на Кавказе на этнополитическую ситуацию в северокавказских автономиях России и прилегающих к ним областях; необходимость предотвращать угрозы распространения экстремизма и терроризма с территорий, охваченных войнами и беспорядками.

Для России вопрос о миротворческой деятельности, ее международно-правовом регулировании, целях и формах приобрели особую актуальность и в связи с тем, что после распада Советского Союза и образования на его территории независимых государств, Россия неоднократно вовлекалась (и продолжает вовлекаться) в конфликты с использованием вооруженных сил за пределами собственной территории. При этом активность российского миротворчества нередко провоцирует критику нашей внешней политики в конфликтных регионах постсоветского пространства со стороны ряда зарубежных политиков, государств и даже организаций, их опасения по поводу "российского империализма", "гегемонистских притязаний", "имперских амбиций" и т.д. Это обусловило необходимость выработки целостной внешней политики России в отношении миротворческих операций и других форм конфликтного урегулирования, стратегии и тактики в этом направлении, повышении престижа России на международной арене, как страны-миротворца, в целом. Принятые документы по миротворческой деятельности Российской Федерации в полной мере учитывают нормы международного права в этой области, а также опыт, накопленный к тому времени при проведении миротворческих операций на постсоветском пространстве.

Среди важнейших путей повышения международного престижа России как страны-миротворца было и остается участие в укреплении, повышении веса, авторитета и реальной роли в сфере миротворчества Организации Объединенных Наций, как ведущего миротворца в современной системе международных отношений, имеющего абсолютно-правовую легитимность для принятия надлежащих мер от имени мирового сообщества по предотвращению и урегулированию разноплановых кризисов и конфликтов. Поддержание международного мира и безопасности и принятие в этих целях эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы мира и подавления актов агрессии или других нарушений мира закреплено в первом пункте статьи 1 Устава ООН в качестве главной цели Организации Объединенных Наций.

В условиях, когда военный блок НАТО претендует на роль единственной организации с эффективным миротворческим ресурсом, значительные силы российской дипломатии брошены на решение стратегической задачи – восстановление и укрепление центральной роли ООН в сфере поддержания международного мира и безопасности. По мнению России операции по поддержанию мира, проводимые под эгидой ООН, остаются важным, а иногда и безальтернативным инструментом по созданию условий для разрешения конфликтов нового поколения, носящих преимущественно внутригосударственный характер и имеющих, прежде всего, этнические и религиозные корни. И в этом контексте – строгое следование положениям Устава ООН при осуществлении миротворческой деятельности является безусловным приоритетом для России.

Россия участвует в большинстве ооновских операций по поддержанию мира и их материально-техническом обеспечении. В настоящее время более 300 россиян участвуют в международных миссиях миротворческого характера под эгидой ООН: в Эфиопии и Эритрее, в Сьерра-Леоне, Ирако-Кувейтской миссии, в Западной Сахаре, в Демократической Республике Конго, в Боснии и Герцеговине, в Грузии, в Восточном Тиморе, Косово. С 2008 года по решению правительства Российской Федерации в Фонд ООН по миростроительству ежегодно перечисляется добровольный взнос в размере двух миллионов долларов США.

За последние годы российская дипломатия много сделала для того, чтобы возросла востребованность миротворческих операций ООН. Анализ показывает, что при участии российских миротворцев воинские контингенты и военные наблюдатели ООН в целом успешно выполняют задачи по поддержанию или восстановлению мира, что свидетельствует о достойном участии России в миротворческой деятельности во многих регионах мира. Для России принципиально важным является корректное вписывание своих усилий в сфере миротворческих операций в общую теорию и практику миротворческих операций, которые нарабатываются международным сообществом. Предполагается, что Россия будет и далее в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными государствами вносить весомый практический вклад в повышение антикризисного потенциала ООН.

В своей миротворческой деятельности Россия последовательно исходит из того, что использование силы международным сообществом – это исключительная и крайняя мера, на которую можно идти только в тех случаях, когда существует реальная угроза международному миру и безопасности в соответствии с главой 7 Устава ООН и когда исчерпаны все политико-дипломатические возможности урегулирования конфликтов.

Практическим воплощением этой позиции являются успешно проведенные миротворческие операции России в Приднестровье, на территории Грузии в Южной Осетии и Абхазии, в Таджикистане, где именно Российская армия остановила кровопролитие, а затем склонила враждующие стороны к соглашению по установлению и поддержанию мира, относительной стабильности в регионах.

28 июля 2012 года в Приднестровье (город Бендеры), где миротворческая операция продолжается и в настоящее время, открыт памятный знак российским миротворцам, остановившим 20 лет назад войну в Приднестровье. "Миротворческая операция в ее нынешнем формате является гарантом продолжения политического урегулирования молдово-приднестровского конфликта. Она позволяет обеспечить выход на реальные решения, которые бы удовлетворили и Кишинев, и Тирасполь", - заявил заместитель министра иностранных дел РФ Карасин при открытии памятного знака.

В свою очередь президент ПМР Шевчук отметил, что "российские миротворцы остановили войну на Днестре, в которой погибли, были ранены и стали беженцами тысячи людей". По словам Шевчука, за два десятилетия в регионе не было ни одной вспышки насилия "в первую очередь благодаря тому, что у нас есть сила, которая заставляет и побуждает стороны думать только о мире". Указом президента ПМР 28 июля в Приднестровье объявлено Днем миротворца.

Важным представляется тот факт, что Российская Федерация, принимая участие во многих миротворческих операциях в рамках миссий ООН, оказывает содействие не только в обеспечении безопасности, но и в осуществлении гуманитарных программ, предоставлении экономической помощи и поддержке сложных политических процессов, в том числе нередко – выборов.

В настоящее время Россия последовательно выступает за комплексный характер рассмотрения и решения существующих проблем в ряде африканских государств.

По мере развития миротворчества России одновременно происходит и развитие его правовой базы на основе опыта проводимых операций, осуществляется переход ко все большему учету стандартов и требований ООН. Повышению престижа России на международной арене, как страны-миротворца, способствует совершенствование теории и практики ее миротворчества, обогащение мировой практики новыми способами действий миротворческих сил.

Можно предположить, что в будущем взаимодействие России и международных организаций по обмену опытом проведения международных операций не будет "улицей с односторонним движением", а Россия вполне сможет претендовать на одну из лидирующих позиций в разработке теории миротворчества и практического осуществления миротворческих операций (в том числе и за пределами границ СНГ).

Анализ тенденций развития современного российского миротворчества – как в зоне СНГ, так и за его пределами – подводит экспертов к выводу о том, что в будущем Россия будет переходить от проведения самостоятельных миротворческих операций к разрешению и урегулированию конфликтов в рамках СНГ во взаимодействии с другими международными институтами и организациями. При этом военная составляющая операций будет во все большей степени сочетаться с мерами дипломатического, экономического и гуманитарного характера.

В этом контексте заслуживает внимания идея совместного миротворчества России/ОДКБ с Евросоюзом/НАТО. Углубленная проработка данной идеи позволила бы выявить перспективные направления возможного взаимодействия, что явилось бы конкретным вкладом в повышение международного престижа России как страны-миротворца на европейском континенте.

Участие России в миротворческих проектах совместно с Евросоюзом/НАТО было бы целесообразно, по мнению специалистов, по следующим соображениям.

Во-первых, такое сотрудничество органично дополняло бы работу Постоянного совета по реализации Основополагающего акта, в том числе миротворческой группы Россия-НАТО, и наполнило бы его практическим содержанием.

Во-вторых, в пользу сближения миротворческих усилий России и НАТО говорит и то, что близки или совпадают представления сторон о будущих угрозах и вызовах европейской безопасности, зафиксированные в военной доктрине России и стратегической концепции НАТО.

В-третьих, политический вес и военный потенциал России и НАТО настолько велик, что даже начало движения в этом направлении благотворно скажется на военно-политической обстановке в Европе и будет способствовать укреплению здесь стабильности.

Тем более, что Россия и НАТО уже наработали позитивный опыт совместного сотрудничества в ходе миротворческих операций в Боснии и Косово. Несмотря на отдельные шероховатости, им удалось находить компромиссные развязки практических вопросов в этих операциях. При этом военнослужащие стран НАТО, как правило, высоко оценивали профессиональную подготовку военнослужащих российского контингента и сложившийся дух сотрудничества.

По мнению экспертов, коллективный подход – это перспективный подход к решению миротворческих задач. И Россия имеет уникальную возможность занять свое место в этом процессе. Хотя будет нелегко преодолеть неизбежные проблемы и расхождения в этой области, придется искать непростые компромиссы и идти на возможные серьезные уступки. Но каждый шаг в направлении повышения престижа РФ на мировой арене как страны-миротворца, объединения ее усилий и других стран, организаций и союзов в противодействии общим вызовам и угрозам станет существенным вкладом в фундамент глобальной безопасности, а также ощутимой внешнеполитической победой нашей страны.

* Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента:
Голос Америки, Idel.Реалии, Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Azatliq Radiosi, PCE/PC, Сибирь.Реалии, Фактограф, Север.Реалии, Радио Свобода, MEDIUM-ORIENT, Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Medusa Project, Первое антикоррупционное СМИ, VTimes.io, Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, The Insider SIA, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Istories fonds, Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Альтаир 2021, Ромашки монолит, Главный редактор 2021, Вега 2021
* Сведения реестра НКО, выполняющих функции иностранного агента:
Фонд защиты прав граждан Штаб, Институт права и публичной политики, Лаборатория социальных наук, Фонд по борьбе с коррупцией, Альянс врачей, НАСИЛИЮ.НЕТ, Мы против СПИДа, Фонд защиты прав граждан, СВЕЧА, Гуманитарное действие, Открытый Петербург, Феникс ПЛЮС, Лига Избирателей, Правовая инициатива, Гражданская инициатива против экологической преступности, Фонд борьбы с коррупцией, Гражданский Союз, Российский Красный Крест, Центр Хасдей Ерушалаим, Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации, Горячая Линия, В защиту прав заключенных, Институт глобализации и социальных движений, Центр социально-информационных инициатив Действие, ВМЕСТЕ, Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Фонд Тольятти, Новое время, Серебряная тайга, Так-Так-Так, центр Сова, центр Анна, Проект Апрель, Самарская губерния, Эра здоровья, правозащитное общество Мемориал, Аналитический Центр Юрия Левады, Издательство Парк Гагарина, Фонд имени Андрея Рылькова, Сфера, Центр защиты СИБАЛЬТ, Уральская правозащитная группа, Женщины Евразии, Рязанский Мемориал, Екатеринбургское общество МЕМОРИАЛ, Институт прав человека, Фонд защиты гласности, Российский исследовательский центр по правам человека, Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства, Пермский региональный правозащитный центр, Гражданское действие, Центр независимых социологических исследований, Сутяжник, АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА, Частное учреждение Совета Министров северных стран, Центр развития некоммерческих организаций, Гражданское содействие, Центр Трансперенси Интернешнл-Р, Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации, Институт развития прессы - Сибирь, Фонд поддержки свободы прессы, Гражданский контроль, Человек и Закон, Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова, Информационное агентство МЕМО. РУ, Институт региональной прессы, Институт Развития Свободы Информации, Экозащита!-Женсовет, Общественный вердикт, Евразийская антимонопольная ассоциация, Чанышева Лилия Айратовна, Сидорович Ольга Борисовна, Таранова Юлия Николаевна, Туровский Александр Алексеевич, Васильева Анастасия Евгеньевна, Ривина Анна Валерьевна, Бурдина Юлия Владимировна, Бойко Анатолий Николаевич, Гусева Ольга Андреевна, Дугин Сергей Георгиевич, Пивоваров Андрей Сергеевич, Писемский Евгений Александрович, Аверин Виталий Евгеньевич, Барахоев Магомед Бекханович, Шевченко Дмитрий Александрович, Жданов Иван Юрьевич, Рубанов Роман Викторович, Шарипков Олег Викторович, Мальсагов Муса Асланович, Мошель Ирина Ароновна, Шведов Григорий Сергеевич, Пономарев Лев Александрович, Каргалицкий Борис Юльевич, Созаев Валерий Валерьевич, Исакова Ирина Александровна, Исламов Тимур Рифгатович, Романова Ольга Евгеньевна, Щаров Сергей Алексадрович, Цирульников Борис Альбертович, Халидова Марина Владимировна, Людевиг Марина Зариевна, Федотова Галина Анатольевна, Паутов Юрий Анатольевич, Верховский Александр Маркович, Пислакова-Паркер Марина Петровна, Кочеткова Татьяна Владимировна, Чуркина Наталья Валерьевна, Акимова Татьяна Николаевна, Золотарева Екатерина Александровна, Рачинский Ян Збигневич, Жемкова Елена Борисовна, Гудков Лев Дмитриевич, Илларионова Юлия Юрьевна, Саранг Анна Васильевна, Захарова Светлана Сергеевна, Аверин Владимир Анатольевич, Щур Татьяна Михайловна, Щур Николай Алексеевич, Блинушов Андрей Юрьевич, Мосин Алексей Геннадьевич, Гефтер Валентин Михайлович, Симонов Алексей Кириллович, Флиге Ирина Анатольевна, Мельникова Валентина Дмитриевна, Вититинова Елена Владимировна, Баженова Светлана Куприяновна, Исаев Сергей Владимирович, Максимов Сергей Владимирович, Беляев Сергей Иванович, Голубева Елена Николаевна, Ганнушкина Светлана Алексеевна, Закс Елена Владимировна, Буртина Елена Юрьевна, Гендель Людмила Залмановна, Кокорина Екатерина Алексеевна, Шуманов Илья Вячеславович, Арапова Галина Юрьевна, Пастухова Анна Яковлевна, Прохоров Вадим Юрьевич, Шахова Елена Владимировна, Подузов Сергей Васильевич, Протасова Ирина Вячеславовна, Литинский Леонид Борисович, Лукашевский Сергей Маркович, Бахмин Вячеслав Иванович, Шабад Анатолий Ефимович, Сухих Дарья Николаевна, Орлов Олег Петрович, Добровольская Анна Дмитриевна, Королева Александра Евгеньевна, Смирнов Владимир Александрович, Вицин Сергей Ефимович, Золотухин Борис Андреевич, Левинсон Лев Семенович, Локшина Татьяна Иосифовна, Орлов Олег Петрович, Полякова Мара Федоровна, Резник Генри Маркович, Захаров Герман Константинович
* Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими:
Высший военный Маджлисуль Шура, Конгресс народов Ичкерии и Дагестана, Аль-Каида, Асбат аль-Ансар, Священная война, Исламская группа, Братья-мусульмане, Партия исламского освобождения, Лашкар-И-Тайба, Исламская группа, Движение Талибан, Исламская партия Туркестана, Общество социальных реформ, Общество возрождения исламского наследия, Дом двух святых, Джунд аш-Шам, Исламский джихад, Аль-Каида, Имарат Кавказ, АБТО, Правый сектор, Исламское государство, Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам, Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского, Аджр от Аллаха Субхану уа Тагьаля SHAM, АУМ Синрике, Муджахеды джамаата Ат-Тавхида Валь-Джихад, Чистопольский Джамаат, Рохнамо ба суи давлати исломи, Террористическое сообщество Сеть, Катиба Таухид валь-Джихад, Хайят Тахрир аш-Шам, Ахлю Сунна Валь Джамаа
* Перечень общественных объединений и религиозных организаций в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности:
Национал-большевистская партия, ВЕК РА, Рада земли Кубанской Духовно Родовой Державы Русь, Асгардская Славянская Община Асгардской Веси Беловодья, Славянская Община Капища Веды Перуна, Мужская Духовная Семинария Староверов-Инглингов, Нурджулар, К Богодержавию, Таблиги Джамаат, Русское национальное единство, Национал-социалистическое общество, Джамаат мувахидов, Объединенный Вилайат Кабарды, Балкарии и Карачая, Союз славян, Ат-Такфир Валь-Хиджра, Пит Буль, Национал-социалистическая рабочая партия России, Славянский союз, Формат-18, Благородный Орден Дьявола, Армия воли народа, Национальная Социалистическая Инициатива города Череповца, Духовно-Родовая Держава Русь, Русское национальное единство, Древнерусской Инглистической церкви Православных Староверов-Инглингов, Русский общенациональный союз, Движение против нелегальной иммиграции, Кровь и Честь, О свободе совести и о религиозных объединениях, Омская организация Русское национальное единство, Северное Братство, Клуб Болельщиков Футбольного Клуба Динамо, Файзрахманисты, Мусульманская религиозная организация п. Боровский, Община Коренного Русского народа Щелковского района, Правый сектор, Украинская национальная ассамблея, Украинская повстанческая армия, Тризуб им. Степана Бандеры, Украинская организация «Братство», Свидетели Иеговы, О противодействии экстремистской деятельности, РЕВТАТПОД, Артподготовка, Штольц, В честь иконы Божией Матери Державная, Сектор 16, Независимость, Организация футбольных болельщиков «Фирма», Молодежная правозащитная группа МПГ, Курсом Правды и Единения, Каракольская инициативная группа, Автоград Крю, Союз Славянских Сил Руси, Алля-Аят, Благотворительный пансионат Ак Умут, Русская республика Русь, Арестантское уголовное единство, Башкорт, Нация и свобода, W.H.С., Фалунь Дафа, Иртыш Ultras, Русский Патриотический клуб-Новокузнецк/РПК, Сибирский державный союз, Фонд борьбы с коррупцией, Фонд защиты прав граждан, Штабы Навального